Обществознание 8 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ Отдел Образования МР Гафурийский район РБ
МОБУ СОШ с. Зилим-караново

Согласовано
Зам.директора по УР
__________________
М.С.Шаяхметова.

Утверждаю:
Приказ № 120
от 30.08.2023
Директор шк.___
Г.Д. Рахматуллина

Рабочая программа
по обществознанию.
8 класс

Составитель :Каримова Ф.Р.
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория.
Педагогический стаж:36 г.

2023-2024 учебный год.

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе ФГОС
ООО, Примерных программ основного общего образования по обществознанию (5 – 9
классы. – М.: Просвещение, 2010 г.), авторской программы «Обществознание»
(Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.).
1. Общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета
«Обществознание»
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы,
человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний,
важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения,
совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в
основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного
предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности,
включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение
познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной
практике.
Цели обучения:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного
на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и
самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни
гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи обучения:
- освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;
- развитие абстрактного мышления;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и
противоположного пола;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и
противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной
зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей;

- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В
чем мое призвание?».
2. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
Примерная программа основного общего образования по обществознанию
составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел
«Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению
в основной школе. В примерной программе основного общего образования по
обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на
фундаментальный характер образования.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого
являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на
жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах
исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая
теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также
философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание»,
многоаспектность
изучения
его
предмета
— общественной
жизни
—
обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей
школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание
учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую
обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета
«Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию
на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего
и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития
рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и
другими учебными дисциплинами.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного
общего образования являются:
•
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
•
владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог,
дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
•
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием
проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
•
использование элементов причинно-следственного анализа;
•
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
•
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
•
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
•
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
•
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
•
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
•
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде,
следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение
экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование
компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
•

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень
подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем
образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
4.Планируемые результаты
Личностные результаты:
определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в
общественной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей Родины;
наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру
поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
признание равноправия народов;
осознание важности семьи и семейных традиций;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной
жизни;
осознание своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные результаты:
1. регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы,
ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных,
а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
1. познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для
указанных логических операций; обобщать факты и явления;
давать определения понятий;
1. коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать
различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других
людей.
Предметные результаты:
1. в познавательной (интеллектуальной) сфере:
понимать смысл обществоведческих терминов, понятий;
характеризовать явления общественной жизни;
иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и
регуляторах деятельности людей;
сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
1. в ценностно-мотивационной сфере:
осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они
являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и
правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими
нормами и правилами в повседневной жизни;
понимать значение коммуникации в межличностном общении;
1. в ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизм и гражданскую позицию;
уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов;
1. в сфере трудовой деятельности:

осознавать значения трудовой деятельности для личности и для общества.
5. Содержание курса
Глава I. Личность и общество (5ч)
Что делает человека человеком?Отличие человека от других живых существ. Природное и
общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека.
Способность человека к творчеству. Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд.
Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие
человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная.
Человек.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество как форма жизнедеятельности
людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения.
Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные
средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в.,
тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Практикум по теме «Личность и общество».
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной жизни. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и
общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития культуры в
современной России.
Мораль.Что такое мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло – главные понятия морали. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль
человека.
Моральный выбор – это ответственность. Моральный выбор. Свобода и ответственность.
Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.
Наука в современном обществе. Наука, ее значение в жизни современного общества.
Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в
современном мире.
Образование и его роль в современном обществе. Значение образования в условиях
информационного общества. Образование в России (уровни образования). Непрерывное
образование. Самообразование.
Религия как одна из форм культуры. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в
культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль
в жизни современного общества. Свобода совести.
Влияние искусства на развитие общества и личности. Искусство как одна из форм
духовной культуры. Многообразие видов искусства. Влияние искусства на развитие
личности.
Практикум по теме «Сфера духовной культуры».
Глава III. Социальная сфера (5ч)
Социальная структура общества.Социальная неоднородность общества: причины и
проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения
социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество.

Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она
зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и
женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между
поколениями.
Семья как малая группа. Признаки семьи как малой группы. Функции семьи. Семейные
роли. Семейные ценности.
Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные
отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.
Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Социальная политика государства. Что такое социальная политика государства. Политика
формирования доходов населения. Пенсионное обеспечение. Развитие социальных отраслей.
Социальная защита населения.
Социализация личности и отклоняющееся поведение.Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость
здорового образа жизни.
Практикум по теме «Социальная сфера».
Глава IV. Экономика (13 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества.Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов
и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена
выбора).
Главные вопросы экономики.Основные вопросы экономики. Что, как и для кого
производить. Собственность. Функции экономической системы. Типы экономических
систем.
Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и
предложение. Рыночное равновесие. Виды рынков.
Производство – основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства.
Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность.Предпринимательство. Виды предпринимательской
деятельности. Цели фирмы, ее организационно-правовые формы. Современные формы
предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет. Способы уменьшения дефицита
государственного бюджета. Налоги, уплачиваемые гражданами. Функции налогов.
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения
граждан.
Банковские услуги. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы дистанционного
банковского обслуживания. Защита от финансовых махинаций.
Страховые услуги. Зачем нужно страхование. Страховые услуги, предоставляемые
гражданам. Как получить страховую выплату. Финансовая грамотность.
Рынок труда и безработица. Рынок труда. Занятость и безработица. Причины безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении
занятости.
Современный работник. Каким должен быть современный работник. Выбор жизненного
пути. Готовимся выбирать профессию.
Практикум по теме «Экономика».
Заключение (1ч)
Промежуточная аттестация.
6. Тематическое планирование
№

Тема

Количество
часов

1

Личность и общество

5

2

Сфера духовной культуры

8

3

Социальная сфера

8

4

Экономика

11

5

Заключение

1

Календарно - тематическое планирование
Обществознание 8 класс 2023-2024 уч.год
№ п/
п

Название раздела, темы

Колво
часо
в

Дата
по
план
у

Глава I. Личность и общество (5 ч)
1

Что делает человека человеком?

1

6.09

2

Человек, общество, природа

1

13.09

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

20.09

4

Развитие общества

1

27.09

5

Обобщение и систематизация знаний по теме
«Личность и общество»

1

3.10

Глава II.Сфера духовной культуры (8ч)
6

Сфера духовной жизни

1

1010

7

Мораль. Моральный выбор – это
ответственность

1

1710

8

Образование

1

24.0

9

Наука в современном обществе

1

8.11

10

Религия как одна из форм культуры

1

15.11

11

Влияние искусства на развитие личности и
общества

1

22.11

12

Контрольная работа

1

29.11

13

Анализ контрольной работы

1

6.12

Глава III. Социальная сфера (8ч)
14

Социальная структура общества

1

13.12

15

Социальные статусы и роли

1

20.12

по
факту

Примечание

16

Семья как малая группа

1

27.12

17

Нации и межнациональные отношения

1

10.01

18

Социализация личности и отклоняющееся
поведение

1

17.01

19

Социальная политика государства

1

24.01

20

Контрольная работа

1

31.02

21

Анализ контрольной работы

1

7.02

Глава IV. Экономика (11)
22

Экономика и ее роль в жизни общества

1

14.02

23

Главные вопросы экономики

1

21.02

24

Рыночная экономика

1

28.02

25

Производство – основа экономики

1

6.03

26

Предпринимательская деятельность

1

13.03

27

Роль государства в экономике

1

20.03

28

Инфляция и семейная экономика

1

3.04

29

Банковские услуги. Страховые услуги

1

17.04

30

Рынок труда и безработица. Современный
работник

1

24.04

31

Контрольная работа

1

8.05

32

Анализ контрольной работы

1

15.05

1

22.05

Заключение (1ч)
33

Промежуточная аттестация

7. Учебно-методический комплекс
1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н.
Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. –
М.: Просвещение, 2015.
2. Обществознание 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др, под
ред. Л.Н. Боголюбова/ автор-составитель С.Н. Степанько. – Волгоргад: Учитель, 2007.
3. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н.
Боголюбова.— М., 2002.
Литература для учащихся:
Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002.
Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И.
Обществознание: 8 ил.— М., 1999.
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.
Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002.
Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001.
Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и
классов
с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф.
Ивановой.— М., 1997.
Литература для учителя:
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в
эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999
Интернет- ресурсы:
Авторские презентации
Сообщество учителей истории. Методические материалы на сайте «Сеть творческих
учителей»
VIP.KM.RU (методическая копилка уроков обществознания)
edu.km.ru (методическая кубышка)
hkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал, рубрика для учителей)
history-lesson.ru (цоры для 8 класса), презентации Чернова по обществознанию.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса:
В комплект учебных материалов по обществознанию для 8 класса входят:
1. учебники (в книжной и электронной форме);
2. таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные
материалы;
3. рабочие тетради;
4. сборники заданий, электронные обучающие программы;
5. справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
6. книги для чтения.
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий,
так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
1. программно-нормативные документы;
2. тематическое планирование;
3. предметные и курсовые методические пособия;
4. методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной
работы.

8. Требования к результатам обучения
Результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по
обществознанию явятся:
1.
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
2.
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3.
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
4.
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
5.
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
6.
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
7.
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
8.
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
9.
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
10. понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
11. понимание значения коммуникации в межличностном общении;
12. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
13. знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
9.Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
Отметка
Содержание
Общая
информация

Тема

/ 2

3

Тема
предмета
не Информация
очевидна. Информация частично изложена.
не точна или не дана.
В
работе
использован только
один ресурс.

4
Достаточно
точная
информация.
Использовано
более
одного
ресурса.

5

Данная
информаци
я кратка и
ясна.
Использова
но
более
одного
ресурса.
Не раскрыта и не ясна Тема
частично Сформулирована Сформулир
тема
урока. раскрыта.
и раскрыта тема ована
и

Применение
проблемы

Объяснения
Некоторый
урока.
раскрыта
некорректны, запутаны материал изложен Ясно
изложен тема урока.
или не верны.
некорректно.
материал.
Полностью
изложены
основные
аспекты
темы
урока.
Не определена область Отражены
Отражены
Отражены
и применения
данной некоторые области области
области
темы.
Процесс применения темы. применения
применени
решения неточный или Процесс решения темы.
Процесс я
темы.
неправильный.
неполный.
решения
Изложена
практически
стратегия
завершен.
решения
проблем.


Наверх

уч.план 5-6 кл.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».