ОДНК 5-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ Отдел Образования МР Гафурийский район РБ
МОБУ СОШ с. Зилим-караново
Согласовано
Зам.директора по УР
__________________
М.С.Шаяхметова.

Утверждаю:
Приказ № 120
от 30.08.2023
Директор ш к.___
Г.Д. Рахматуллина

Рабочая программа
по ОДНКНР
5 класс
2023-2028 уч.годы

Составитель :Каримова Ф.Р.
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория.
Педагогический стаж:36 г.

1

Рабочая программа по ОДНК 5-9 классы
Пояснительная записка
Учебный процесс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской
Федерации» для 5-9 классов образовательных учреждений Республики Башкортостан
в МОБУ СОШ с.Зилим-Караново МР Гафурийского района РБ осуществляется на основе
следующих
нормативно-правовых документов федерального и регионального
значения.
Федеральные нормативно- правовые документы.
1. Конституции Российской Федерации от 12.12.1993г.
2. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 №273 – ФЗ.
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897.
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№ 253 и об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования.
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования.
6. Примерной–основной образовательной программы основного общего образования»
(раздел 3.1. Примерный учебный план) протокол №1/15 от 8.04.2015 г. федерального
учебно-методического объединения по общему образованию.
7. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской федерации от 25.05.2015 г. № 08-761
«Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Региональные нормативно- правовые документы.
1. Конституции Республики Башкортостан от 24.12.1993г.
2. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан».
Принят государственным собранием – Курултаем Республики Башкортостан 27.05.2013
г.
3. Приказа МО РБ от 29.04.2015 г. № 905 «о рекомендуемых базисном учебном плане и
примерных учебных планах для общеобразовательных организаций РБ»
4. Концепция организации учебного процесса по курсу «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» в РБ, автор – составитель: М.А. Бикмеев
Программа составлена на основе локальных актов: Устав МОБУ СОШ с.ЗилимКараново и Положения о рабочей программе.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской
Федерации» носит интегрированный характер. Его изучение направлено на обучение,
воспитание, развитие и социализацию личности учащихся при особом внимании к их
эмоциональному развитию.

2

Целью курса является развитие общей культуры учащихся, формирование у них
гражданской идентичности, осознания своей принадлежности к Российской локальной
цивилизации, Российской общности, Республики Башкортостан, уважения и бережного
отношения к историко-культурному наследию. Ведущими принципами организации
образовательной деятельности по курсу являются: культуроведческий, диалогический,
краеведческий, непрерывности, преемственности и поступательности.
Основными задачами реализации предметной области являются:
- формировать у учащихся способность к восприятию накопленного разными народами
России потенциала духовно-нравственной культуры;
- вызвать у учащихся стремление к нравственному самосовершенствованию и
проявлению готовности к духовному саморазвитию;
- углублять и расширять представления о том, что общечеловеческие ценности
родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические,
культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения,
религиозные верования;
- обеспечить осознание учащимися того, что духовно-нравственная культура
современного человека является прямым наследием всей жизни и деятельности
предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе,
фольклорных праздниках, религиозных обрядах и т.д.;
- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с
нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине,
родному краю, уважения к народам, их культуре и традициям;
- обеспечить осознание учащимися особой роли места России в мире, ее историкокультурного наследия, вклада в развитие духовности;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству,
многонациональному Российскому государству, Республике Башкортостан, в
соответствии с целями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами
на основе духовных и демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в
прошлом и происходящих в настоящем, рассматривать события в соответствии с
принципами объективности, гуманизма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
- формировать у учащихся умения применять полученные обществоведческие и
культурологические знания в учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, в
современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г № 1897 (п.11.4), подчеркивается, что изучение предметной
области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно
обеспечить:
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках и поведении;
3

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры в истории России в становлении гражданского
общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества.
На изучение предмета образовательной деятельности по ОДНК НР с 5 по 9 классы
отводится 1 час в неделю, итого 34-35 часов в год, за счет школьного внеурочной
деятельности формируемой участниками образовательных отношений, учебного плана
основного общего образования МОБУ СОШ с.Зилим-Караново
Достижения учеников оцениваются по пятибальной системе по всем темам, кроме
темы «Твой духовный мир», где оценки не выставляются.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного
курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм
успеха».
-Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения:
основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2012 и реализуется с помощью учебника
Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Родной Башкортостан: Учебник для 5 класса. / Азнагулов Р.Г., Аминева
Ф.Х.,Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. – Уфа: Китап, 2005.
- Родной Башкортостан: Учебник для 6 класса. / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х.,
Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. – Уфа: Китап, 2005.
- Культура Башкортостана. Учебник для 7 класса. / Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков
Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Н. Уфа. Изд. «Китап». 2003
- Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса. / Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков
Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Н. Уфа. Изд. «Китап». 2003.
- Культура Башкортостана. Учебник для 9 класса. / Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков
Ф.Т.,
Кузбекова
Р.А.,
Попова
Л.Н.
Уфа.
Изд.
«Китап».
2004.
- Культура Башкортостана. Учебник для 10 класса. / Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков
Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Н. Уфа. Изд. «Китап». 2005.
- История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 8 кл.
/Отв. ред. И. Г. Акманов. – Уфа: Китап, 2005
- История Башкортостана: XX в. Учебник для 9 класса. – Отв. Ред. И. Г. Акманов. –
Уфа: Китап, 2005.
Предметная область ОДНК НР может быть реализована через:
1) Занятия, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности
региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений;
2) Включения в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного
воспитания;
3) Включением занятий во внеурочную деятельность.
Теоретико-методологические основы организации образовательной
деятельности по курсу
4

В основу изучения курса целесообразно положить локально-историческую и
культурологическую теорию, базирующуюся на изучении процессов, происходивших в
конкретных пространственных и временных рамках, что позволит учителю
сформировать у учащихся представления о роли и месте России в мире, о вкладе
нашей страны в мировую культуру.
Опора на эту теорию будет способствовать учащимся понять роль и место
Башкортостана в истории России. Данная теория исходит из того, что человек является
продуктом той среды, где он родился и живет. Его задача изучить, собрать,
систематизировать, развить и передать следующему поколению все ценности, которые
были созданы до него. В этом смысл человеческой жизни. Это и есть духовность.
Локально-историческая и культурологическая теория имеет множество
направлений, в том числе методологию синтеза, т.е. слияние. В методологии синтеза
важное место занимают такие подходы как познаваемость, многоуровневость,
многофакторность, научность и др.
В целом теоретико-методологической основой изучения предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» является
разнообразная и обширная область обществоведческих, исторических и
культурологических знаний. Это область, изучающая развитие общества и человека.
Это путь приобретения знаний в духовной сфере, где происходит стремление понять и
объяснить духовность как таковую, во всем многообразии ее развития в пространстве и
во времени. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования содержание данного курса должно определять достижение
предметных результатов его освоения.
К таким задачам относятся:
- осознание целостности окружающего мира;
- расширение знаний о российской многонациональной культуре;
- развитие способностей к работе с информацией, полученной из различных
источников, в том числе на уроках и во внеурочное время;
- расширение культурологического кругозора обучающихся;
- формирование умений воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Основным замыслом осуществления образовательной деятельности по данному
курсу в образовательных организациях республики является: синхронное, системное и
многоуровневое изучение развития истории, культуры, нравственности народов России
и родного края.
Синхронизация истории России и Башкортостана происходит на основе
линейного подхода изучения исторической ленты, при этом основной акцент делается
на духовный рост людей на различных этапах развития общества, т.е. учащиеся
должны знать динамику роста человека и его духовного мира. При этом необходимо
понять факторы, повлиявшие на духовный мир человека. Вся учебная деятельность
должна осуществляться на многоуровневой основе, т.е. на изучении развития общей
культуры, нравственности народов России, Башкортостана, конкретного района или
города, населенного пункта, семьи и человека, что может дать логически правильное
восприятие историко- культурного наследия и способствовать общему развитию
учащихся.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением
российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в
повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории
5

страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить
духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и
культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе
является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием
других предметных областей, прежде всего,
«ОРКСЭ», «Обществознания»,
«Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном
соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать
разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»:
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с
различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративноприкладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и
традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной
религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего
поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина
многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию,
гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у
формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру,
обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к
философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические
возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия
ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к
самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия
пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а
память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог
различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и
задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной
культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей
деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность,
возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется
разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением
учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается
актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной
среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные
правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих
пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы
ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в
различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать,
что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда –
один из элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
6

постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи.

1.Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета определяет достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной
программы.
Личностные цели представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта
обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их
возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные),
которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в
текстах разных видов и жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
7

· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений
учителя.
·Сравнивать главную
мысль
литературных,
фольклорных и
религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
·Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
·Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
·Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
·Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
·Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных
и практических задач.

2. Содержание программы учебного предмета
5 класс
Раздел 1. В мире культуры – 6 ч.
8

1. Введение. Что такое культура.
2. Человек – творец и носитель культуры.
3. Величие многонациональной культуры России.
4. Культура народов Башкортостана.
5. Итоговый или повторительный урок по разделу.
Раздел 2. Нравственные ценности народов Российской Федерации и Республики
Башкортостан. – 7 ч.
1. Семья – хранитель духовных ценностей.
2. Изучение и значение родословной, шежэре как традиции народов Башкортостана.
3. Как составить родословную своей семьи.
4. Бережное отношение к природе.
5. Жизнь ратными подвигами полна.
6. Люди труда. В труде – красота человека.
7. Итоговый или повторительный урок по разделу.
Раздел 3. Величие многонациональной культуры России. – 7 ч.
1. Что такое духовные традиции народов.
2. Культурные и религиозные традиции народов России.
3. Многонациональный народ Республики Башкортостан и его культурные и
религиозные традиции.
4. Вклад жителей Башкортостана в развитие культурных ценностей. Художники.
Музыканты. Композиторы. Скульпторы. И т.д.
5. Роль религии в развитии культуры.
6. Культура христианства, ислама, буддизма и иудаизма.
7. Итоговый или повторительный урок по разделу.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности в обществе. – 8 ч.
1. Забота государства о духовной культуре и ее развитии.
2. Театры, музеи и другие учреждения и их роль в сохранении духовной культуры.
3. Памятники духовной культуры России.
4. Памятники духовной культуры Башкортостана.
5. Долг каждого человека – сохранение культурного наследия своей страны и малой
Родины.
6. Хранить память предков.
7. Итоговый или повторительный урок по разделу.
Раздел 5. Твой духовный мир. – 6 ч.
1. Что составляет твой духовный мир.
2. Культура поведения современного человека.
3. Что такое правила хорошего тона. Этикет.
4. Твоя культура поведения.
5. Что такое совесть. Ответственность человека перед родителями, семьей, обществом,
государством.
6. Итоговый или повторительный урок по разделу

6 класс
Раздел 1. Духовный мир древних жителей нашей страны. - 9 ч.
1. Первобытный человек – каким он был? Как он отражал время, пространство и
движение?
2. Как относился первобытный человек к самому себе?
3. Внутренний мир первобытного человека, его духовность.
9

4. Восточные славяне в древности и виды их деятельности. Культура земледелия,
скотоводства, охоты, рыболовства и собирательства.
5. Жители нашего края в древности. Их занятия, взаимоотношения и стремления.
6. Памятники первобытности и их значение для понимания духовного мира
первобытных людей.
7. Андроновская и сарматская культуры на территории нашего края, их сущность и
особенности.
8. Ананьевская и пьяноборская культуры. Жизнь и быт кушнаренковских и
бахмутинских племен – предков башкир.
9. Итоговый или повторительный урок по разделу.
Раздел 2. Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального
государства. – 12 ч.
1. Человек эпохи перехода от первобытности к феодальным отношениям. Его
духовный мир.
2. Образование государства Русь и его влияние на духовное развитие людей.
3. Крещение Руси как историческая необходимость и условие перехода от
первобытности к феодальным отношениям.
4. Значение крещения Руси для духовного развития населения.
5. Князь Владимир Святославович и его роль в развитии духовности Киевской Руси.
6. Возникновение и развитие городов и их значение для духовного развития людей.
7. Литература и искусство древней Руси и их влияние на духовность людей.
8. Жители Южного Урала в IX-XII веках, их быт, деятельность, культура и религия.
9. Хозяйство, быт, культура и религия башкир в IX-XII веках.
10. Сказки, предания и мифы о древних башкирах, их значение для понимания роли и
места человека, жившего в IX-XII веках.
11. Распространение ислама среди башкир.
12. Итоговый или повторительный урок по разделу.
Раздел 3. Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках. – 14 ч.
1. Образование самостоятельных русских земель и их значение для развития
самосознания и духовности людей. Люди в условиях феодальной раздробленности.
2. Монгольское нашествие и Золотоордынское иго и борьба населения страны в
условиях гнета. Развитие самосознания у людей.
3. Население Южного Урала в условиях Золотоордынского ига. Методы и формы
борьбы против гнета.
4. Развитие самосознания людей, их духовность в завершающем периоде феодальной
раздробленности на Руси.
5. Русская православная церковь и ее роль в развитии духовности в обществе в XIII-XV
веках.
6. Литература и искусство, их влияние на развитие духовного мира населения страны.
7. Культура населения Южного Урала.
8. Духовный мир человека периода XIII-XV веков.
9. Основные исторические предания башкир.
10. Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей XIII-XVвеков.
11. Источники и литература о жизни и деятельности людей нашего края XIII-XV веков.
12. Словарь терминов, связанных с духовностью и культурой людей, проживавших в
нашей стране в целом и на Южном Урале в древности и в начале средних веков.
13. Повторительный урок по разделу.
14. Итоговое занятие за учебный год.
10

7 класс
Раздел 1.Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства–12 ч.
1. Значение объединения Русских земель вокруг Москвы для развития духовности и
самосознания населения.
2. Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и
укреплении духовности народа.
3. Историческое значение добровольного и поэтапного вхождения башкирских племен
в состав Русского государства в 1553 – 1557 гг.
4. Начало многовековой дружбы между русским и башкирским народами.
5. Иван Грозный – «Ак патша». Отношение к нему со стороны башкир.
6. Генезис тесного взаимодействия культур русского и башкирского народов.
7. Задачи башкирам по защите восточных рубежей страны и их значение для
признания башкир как военной силы и уважение к ним.
8. Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало
книгопечатания в России.
9. Наука и техника в XVI веке. Московский Кремль.
10. Внутренний мир, духовность человека в XVI веке.
11. Основание города Уфы, его социально-экономическое, политическое, военное и
духовное значение.
12. Итоговый или повторительный урок по разделу.
Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII веках. – 13 ч.
1. Смута - как сложный и противоречивый период в истории страны. Ее влияние на
духовную сферу.
2. Династические, социальные, международные, экономические и другие причины
смуты. Влияние смуты на внутренний мир человека.
3. Причины и условия возникновения восстания под предводительством Ивана
Болотникова. Понятие «гулящие люди».
4. Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д.
Пожарский – народные вожди.
5. Сторожевая служба башкир, ее значение для роста менталитета народа.
6. Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении
государственности и духовного единства народов. Шаги к абсолютизму.
7. Народные восстания в Башкирии в XVII веке и их духовные и другие основы.
8. Возникновение горнозаводской промышленности на Южном Урале. Ее значение для
развития местного населения.
9. Почему современники назвали XVII век «бунташным»?
10. Восстание Степана Разина, его причины и последствия, влияние на сознание людей.
11. Быт и нравы допетровской России. Расширение культурных связей. Славяно-греколатинская академия.
12. Новые жанры в литературе и зодчестве. Московское барокко в XVII веке.
13. Освоение Сибири и Дальнего Востока, изменение пространственных взглядов
людей и открытие новых возможностей для всестороннего развития.
Раздел 3. Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в
XVIII веке. – 10 ч.
1. Реформы Петра I и их роль в развитии населения страны.
2. Северная война и ее значение для укрепления государственности и духовного
единства народа.
3. Участие башкир и других народов Южного Урала в Северной войне.
11

4. Феодальные отношения в башкирском обществе. Восстания народов Южного Урала
в XVIII веке. Их причины и значение.
5. Просвещенный абсолютизм – «золотой век» русского дворянства.
6. Социальное движение на Южном Урале. Е.И. Пугачев.
7. Пушкин А.С. - «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…».
8. Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа.
9. Культура Башкортостана в XVIII веке. Устное народное творчество, мектебе и
медресе.
10. Итоговый урок за учебный год.

8 класс
Раздел 1.Народы России первой четверти XIX века- 12 ч.
1. Внутренняя политика Александра I. Указ о вольных хлебопашцах. Попытки реформ и
их значение для населения страны.
2. Либерализм, незавершенность реформ, самодержавная власть и их влияние на
активность масс.
3. Человек XIXвека – каким он был? Его внутренний мир и духовные ценности.
4. Социально-экономическое и духовное положение населения Башкирии в начале XIX
века.
5. Массовый героизм во время Отечественной войны 1812 года как духовное состояние
населения страны и фактор Победы России над Францией.
6. Великие имена Кутузов М.И., Багратион П.И., Барклай Д’Толли, Давыдов Д.И., и др.
Их роль в формировании патриотизма в обществе.
7. Вклад населения Башкирии в общую Победу в Отечественной войне 1812 года.
8. Бородинское сражение как исторический феномен. Его значение для формирования
у населения гордости за историческое прошлое страны.
9. Участие полков из Башкирии в заграничных походах в 1813-1814 гг. Башкиры,
русские казаки, представители других национальностей края в заграничных походах
России. Их мужество и героизм.
10.Состав населения края в первой четверти XIX века.
11.Декабристы и их подвиг во имя народа. Историко-культурная и духовная оценка их
выступления.
12. Итоговый или повторительный урок по разделу.
Раздел 2. Россия в 1825-1855 гг. – 11 ч.
1. Внутренняя политика Николая I и ее влияние на духовный мир человека. Обстановка
в стране и на Южном Урале.
2. Промышленный переворот и его влияние на общее развитие людей.
3. Население страны в первой половине XIX века. Его численность, состав, территория
расселения, религия.
4. Общая характеристика национальной политики правительства страны.
5. Введение кантонной системы в Башкирии, ее значение. Влияние национальной
политики Николая I на социально-экономическое и духовное положение народов
Южного Урала.
6. Основные положения теории официальной народности. Либеральные и
революционные движения в стране и их влияние на население страны.
7. Университеты – центры образования и духовности. Достижения в области культуры.
Вклад народов России в мировую культуру.
8. Учебные заведения в Башкирии, просвещение и печать в первую половину XIX века.
12

9. Литературные течения: классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм и их
влияние на духовный мир человека.
10. Поэзия, музыка и фольклор в Башкирии в первой половине XIX века.
11. Социально-бытовые условия населения Южного Урала. Башкирская элита,
чиновничество в крае и их роль.
Раздел 3. Российской народ в ходе и после реформ -12 ч.
1. Манифест от 19.02.1861 г. «Об освобождении крестьян» как историческая и
социальная необходимость.
2. Социальное расслоение народов в Башкирии, развитие хозяйственного комплекса и
их влияние на развитие человека.
3. Развитие общественного движения в России и Уфимской губернии.
4. Российская империя после реформ. Причина смены политического курса и его
влияние на духовную сферу.
5. Распространение марксизма в России и уфимской губернии и его влияние на
самосознание людей.
6. Особенности развития Уфимской губернии во второй половине 19 века.
7. Развитие промышленности в Башкирии и его влияние на состав, и уровень развития
населения.
8. Основные показатели первой Всероссийской переписи населения. Башкирия как
многонациональный регион России. Национальное движение в регионе.
9. Развитие науки, техники, архитектуры, живописи и географии. Рассвет русской
литературы в стране.
10. Просвещение, наука, литература, живопись и театральное искусство в Башкирии.
11. Итоговый или повторительный урок по разделу.
12. Итоговое занятие за 8 класс.

9 класс
Раздел 1. На пороге нового века: динамика и противоречия социального,
экономического, политического и духовного развития общества. - 7 ч.
1. Российское общество в условиях модернизации. Формирование политических
партий и общественных движений. Рост самосознания и активности людей.
2. Революции в России, их причины, роль и значение. Влияние революционных
ситуаций на человека.
3. Общественное движение в Уфимской губернии. Рабочие, сельхозработники и
интеллигенция, их позиции и социальная активность.
4. Первая мировая война и ее причины и влияние на социальное, психологическое и
моральное состояние людей.
5. Человек на войне. Отражение событий глазами современника - участника событий.
6. Гражданская война и поляризация в обществе. Влияние ее на внутренний мир
человека.
7. Гражданская война на территории Башкирии и ее особенности.
Раздел 2. Духовный мир людей – строителей социализма в СССР.- 6 ч.
1. Индустриализация как необходимость развития страны. Внутренние переживания,
энтузиазм, стремления и ожидания людей от быстро меняющихся изменений.
2. Индустриализация в условиях Башкирии и ее влияние на духовный мир людей.
3. Коллективизация сельского хозяйства как феномен и перелом в сознании людей.
Положительные и отрицательные ее стороны. Особенности коллективизации сельского
хозяйства в Башкирии.
4. Духовный мир людей – строителей социализма. Их энтузиазм и одержимость.
13

5. Человек в условиях культурной революции. Влияние строительства школ, культурных
учреждений, библиотек, книгоиздания на сознание людей.
6. Культурная революция в условиях Башкирии и ее особенности.
Раздел 3. Советский народ в годы Великой Отечественной войны. – 8 ч.
1. Человек в годы Великой Отечественной войны. Каким он был?
2. Единство и сплоченность советских людей в годы Великой Отечественной войны как
фактор победы над фашизмом и милитаризмом.
3. Фашизм как коричневая чума. Сравнительный анализ потерь в войне.
4. Политический плакат Таидзе «Родина Мать зовет», его значение и духовная сила.
5. Вклад Башкирской АССР в общую победу как основание гордости за историческое
прошлое республики.
6. Примеры подвигов, мужества, героизма, самоотверженности как проявление
высокой культуры и духовности человека на войне. Александр Матросов и его
бессмертный подвиг.
7. Героические боевые действия на фронтах дивизий и полков, созданных в
республике. Боевой путь 16-й (112-й) гвардейской башкирской кавалерийской дивизии
и 1292-го истребительного противотанкового артиллерийского полка имени Салавата
Юлаева.
8. Труженики тыла и их подвиги в годы Великой Отечественной войны.
Раздел 4. Население страны в послевоенные годы. – 3 ч.
1. Победа в войне как феномен. Ее значение и необходимость.
2. Новые надежды и перспективы, энтузиазм в борьбе за восстановление
разрушенного народного хозяйства. Трудовой подвиг народа.
3. Человек послевоенного времени, его внутренний мир.
Раздел 5. Россия на рубеже веков.- 11 ч.
1. Россия сегодня. Новые надежды и чаяния людей. Борьба на сохранение
суверенитета России как объединяющая людей идея.
2. Современная литература и искусство, система образования и их влияние на
человека.
3. Интернет и другие современные средства массовой информации, их роль в области
влияния на духовный мир человека.
4. Сохранение историко-культурного наследия как условие развития общества и
человека.
5. Патриотизм как важнейшее качество российского человека.
6. Человек XXI века – какой он? Его духовный мир.
7. Башкортостан – моя малая родина.
8. Россия как государство, Евразийское пространство и локальная цивилизация.
9. Роль и место России в мире, ее духовный вклад в развитие человечества.
10. Роль и место Башкортостана в Российской Федерации.
11. Итоговый урок по курсу.

14


Наверх

уч.план 5-6 кл.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».