11 кл. Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ Отдел Образования МР Гафурийский район РБ
МОБУ СОШ с. Зилим-караново
Согласовано

Утверждаю:

Зам.директора по УР

Приказ № 120

__________________

от 30.08.2023

М.С.Шаяхметова.

Директор шк.___
Г.Д. Рахматуллина

Рабочая программа
по русскому языку
11 класс

Составитель :Каримова Ф.Р.
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория.
Педагогический стаж:36 г.

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
1

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ
№1089 от 05.03.2004), «Примерной программы среднего (полного) общего образования по
русскому языку» , разработанной Министерством образования и науки Российской
Федерации в 2004 году, «Программы по русскому языку» под редакцией Львовой С.И.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную
психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное
содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к
уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарнотематическое планирование, средства контроля (тексты контрольных диктантов, тесты и т.д.).
Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в школе предполагает дальнейшую реализацию
метапредметной образовательной функции этой дисциплины. Обучение направлено на
развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих
способностей, которые влияют на качество усвоения старшеклассниками всех других
школьных предметов, а в перспективе во многом определяют достижения выпускника
практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной, способствуют
социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира. Важнейшей
задачей курса является также углубление и расширение знаний в области лингвистики,
совершенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе
получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности.
Целями изучения русского языка в средней (полной) школе являются:
* расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой
культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой
культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
* расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как науке,
языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах
каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функциональностилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и
ситуациях общения;
* формирование представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях
организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
* совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а
также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
* систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение
орфографической и пунктуационной грамотности;
* формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно-выразительных
возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;
* приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и
второстепенной информации; овладение различными приемами редактирования текстов,
разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, представленной в
2

том числе в электронном виде на различных информационных носителях;
* существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование
умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотребления,
активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого
общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
* приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического
эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний,
умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности
использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и
подготовки к продолжению образования по избранному профилю;
* развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений
в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения;
осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности
использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в
содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный
подходы,
которые
определяют задачи обучения:
* углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании;
* овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского
речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
* совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение
пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;
* совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и
письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях
общения,
основными
способами
информационной
переработки
текста;
освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие
особенности предъявления
содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков,
обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические
единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором —
дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых
средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной
компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие
историю и культуру народа и обеспечивающие
развитие учебно-познавательной и
рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает
взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных
компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с
возрастными особенностями развития учащихся.
Профильное изучение русского языка
включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и
будущей профессиональной деятельности.
Личностная
ориентация
образовательного
процесса
выявляет
приоритет
воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины
и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного
восприятия взаимосвязи языка и культуры, взаимообогащения языков как результат
3

взаимодействия национальных культур. Система учебных занятий призвана способствовать
развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их
приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к
социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных
качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики:
необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков
сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование
активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными
навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем
информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная
успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности
мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать
нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию
с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки
выпускников в системе среднего (полного) общего образования, отражающее важнейшую
особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы
«предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках
отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие
результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают
специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном
стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой
деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей
курса русского языка .
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию
основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде
сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Формирование целостных представлений о русском языке как многофункциональной
знаковой системе и общественном явлении будет осуществляться в ходе творческой
деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование
нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии
КСО, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные
способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные
алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного
из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма
решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять
адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и
сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Учащиеся должны научиться
представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в
формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме сочинения,
резюме, исследовательского проекта, публичной презентации).

4

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и
компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе
способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с
целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать
различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать
письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную
информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план,
тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и
диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать
точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать
аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается
использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернетресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и
ситуацией общения, осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы
(текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать
свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших
трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со
своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Количество часов в 11 классе
В год – 132 часа, из них на развитие речи - 18 часов.
В неделю – 3 часа + 1 час из регионального компонента
Используемый учебно-методический комплект:
1 С.И.Львова, В.В. Львов /Русский язык. / Русский язык и литература/ Учебник для 11
класса общеобразовательных учреждений. - М., «Мнемозина»,2015г.
2 С.И.Львова, В.В. Львов /Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Русский
язык и литература »
для 11 класса
общеобразовательных учреждений. - М.,
«Мнемозина»,2015г.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование,
урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
* обобщающая беседа по изученному материалу;
* различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический,
синтаксический,
лингвистический,
лексико-фразеологический,
речеведческий);
* виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,
составление плана, тезисов, конспекта);
* составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата,
доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.
д.);
* наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с
последующим его использованием по заданию учителя;
5

* изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
* письмо под диктовку;
* комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
* оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
* взаиморецензирование;
* анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
* разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический,
речеведческий);
* лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
* разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое,
ознакомительное,
изучающее,
ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др;
* аудирование;
* информационная переработка устного и письменного текста:
* составление плана текста;
* пересказ текста по плану;
* пересказ текста с использованием цитат;
* переложение текста;
* продолжение текста;
* составление тезисов;
* редактирование;
* создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
* реферирование;
* докладирование;
* рецензирование;
* аннотирование и т.д.
* создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной,
социально-культурной и деловой сфере общения, с учётом основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,
применяемых в практике речевого общения;
* участие в дискуссии;
* создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
* составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
* работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных
в электронном виде), конспектирование.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
* учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения,
текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым
разбором или по заданию учителя;
*

учитываются

речевые

умения

учащегося,

практическое

владение

нормами
6

произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и
текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительновыразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
* учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к
действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях
и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат
соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа
изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Нормы и основные критерии оценки сочинения
Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего
критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми
выявляется в письменных работах выпускников основной школы.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по
русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается
оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
⎯ соответствие работы ученика теме и основной мысли;
⎯ полнота раскрытия темы;
⎯ правильность фактического материала;
⎯ последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
⎯ разнообразие словаря и грамматического строя речи;
⎯ стилевое единство и выразительность речи;
⎯ число речевых недочетов.
Грамотность
оценивается
по
числу
допущенных
учеником
ошибок —
орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по
русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила,
определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться
следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень
осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
7

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное
определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры;
3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы,
но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои
суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает
ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Язык и культура (5ч.)
Язык как составная часть национальной культуры. Лингвистика как наука о языке.
Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Язык и его основные функции: коммуникативная, когнитивная
(познавательная), кумулятивная, эстетическая. Языки естественные и искусственные.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков.
Русский язык в кругу других славянских языков.
Раздел 2. Функциональная стилистика ( 57 ч)
Понятие о функциональных стилях
Различные трактовки понятия «стиль» и вопрос о функционально-стилистической
дифференциации языка в современной русистике. Функциональные разновидности русского
языка: функциональные стили.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение
Основные
признаки
разговорной
речи:
неофициальность,
экспрессивность,
неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая
форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические
особенности разговорной речи.
Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение
Основные
признаки официально-делового
стиля:
точность,
неличный характер,
стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка,
объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Практическая работа по созданию текстов официально-делового стиля.
Научный стиль речи: сферы использования, назначение
Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность,
объективность
изложения.
Лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности научного стиля.
Учебно-научный, научно-популярный стили. Основные жанры научного стиля: доклад,
статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.
Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).
8

Защита реферата на предложенную тему. Практическая работа по созданию жанра
научного стиля.
Публицистический стиль речи, сферы его использования, назначение
Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта,
логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические,
синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического
стиля (выступление, статья, интервью, очерк, репортаж).
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления
публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы
общения.
Сочинение по публицистическому тексту.
Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком,
портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием
материалов учебника)
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей
современного русского языка
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи.
Анализ стихотворного текста с точки зрения
употребления в нем изобразительно-выразительных средств
Сочинение об особенностях стиля писателя
Раздел 3. Культура речи как раздел лингвистики ( 63 ч.)
Литературный язык и его признаки. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Речевая культура в бытовом, учебном и научном общении.
Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой
этикет. Выбор этикетных формул в зависимости от условий речевого общения.
Основные критерии хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность,
точность, ясность, выразительность. Оценка коммуникативных качеств и эффективности
речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Сочинение-рассуждение по художественному тексту.
Языковая норма, ее основные признаки и функции
Кодификация нормы. Основные виды языковых норм русского литературного языка.
Варианты норм.
Иметь представление о языковой норме, ее видах и вариантах.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы
Допустимые варианты произношения и ударения. Основные нормы литературного
произношения и ударения.
Лексические нормы
Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических
свойств. Иноязычные слова в современной речи.
Практическая работа по анализу текста с точки зрения соблюдения лексических норм
Грамматические нормы
Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы
Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Трудные случаи
орфографии.
Пунктуационные нормы.
Принципы русской пунктуации. Трудные случаи пунктуации.
Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Мотивированные
нарушения нормы и речевые ошибки.
9

Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском
языке.
Проблемы экологии русского языка. Речевые штампы и канцеляризмы. Жаргонизмы и
языковые элементы, не допускаемые нормами речевого общения.
Раздел 4. Повторение изученного в 11 классе (7 ч.)
Варианты языковых норм. Речевые штампы и канцеляризмы. Комплексный анализ текста.

Учебно-тематический план
№п./п.
1
2
3
4

Содержание
Язык и культура
Функциональная стилистика
Культура речи
Повторение изученного в 11 классе
Итого

Часы на изучение Развитие речи
( в том числе)
5
57
12
63
6
7
132
18

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
•
•
•
•

связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь

•
•
•

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение
10

•
•

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо

•
•
•
•
•

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

•
•
•
•
•

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.

Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник: С.И.Львова, В.В. Львов /Русский язык. / Русский язык и литература/
Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М., «Мнемозина»,2020г.
Школьные словари русского языка.
1. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 2007.
2. Д.Н.Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Русский язык,
2007.
3. Комплексный словарь русского языка. М.: Русский язык, 2008.
11

4.М.И.Скворцов. Большой толковый словарь правильной русской речи. С.-Пб. « Дрофа»,
2007.
5. В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: Дрофа, 2007.
6. Л.Д. Чеснокова, С.П.Чесноков. Школьный словарь строения и изменения слов русского
языка. М.: Дрофа, 2007.
7. П.Я.Черных. Историко- этимологический словарь современного русского языка.
М.: Русский язык, 2007.
8. В.В. Бурцева. Новый орфографический словарь – справочник русского языка. М.: Русский
язык, 2007.
9. Л.Г.Саяхова, Д.М.Хасанова, В.В.Морковкин. Тематический словарь русского языка. М.,
2007.
10. Учебный словарь трудностей русского языка. М.: Русский язык, 2008.
11. З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2007.
12. А.П.Гуськова, Б.В.Сатин. Популярный словарь Русского языка. М.: Русский язык., 2007.
13. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. Орфографический словарь. М.Дрофа, 2007.
14. Т.Ф.Иванов. Новый орфоэпический словарь русского языка. М.: Русский язык, 2007.
15. Г.И.Яранцев. Русская фразеология. М.: Русский язык, 2007.
16. «Через дефис, слитно или раздельно?» Словарь – справочник русского языка. М.:
Русский язык, 2007.
17.Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская. Словарь устаревших слов русского языка. М.:Дрофа, 2007.
18. Лексические трудности русского языка. М.: русский язык, 2008.
19. В.И.Даль. Пословицы русского языка. М.: Русский язык, 2007.
20. В.П.Жуков. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Русский язык, 2007.
21. Н.М.Семёнова. Новый краткий словарь иностранных языков. М.: Русский язык, 2007.

12


Наверх

уч.план 5-6 кл.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».