МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан МКУ Отдел Образования МР Гафурийский район РБ МОБУ СОШ с. Зилим-караново Согласовано Зам.директора по УР __________________ М.С.Шаяхметова. Утверждаю: Приказ № 120 от 30.08.2023 Директор шк.___ Г.Д. Рахматуллина Рабочая программа По литературе. 11 класс Составитель :Каримова Ф.Р. учитель русского языка и литературы высшая квалификационная категория. Педагогический стаж:36 г. 2023-2024 учебный год 1 Пояснительная записка Данная рабочая программа для учащихся 11 класса разработана на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, /С.А.Леонов и друние.М.:Дрофа,2020), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом образовательного учреждения. Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю). Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом: ➢ учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2020. Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированностиобщеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения. 2 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Литература XX века Введение Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. Литература первой половины XX века Обзор русской литературы первой половины XX века Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”. И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. А. И. Куприн Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. М. Горький Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений. Символизм Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного 3 расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок). В. Я. Брюсов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. К. Д. Бальмонт Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. А. Белый Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. А. А. Блок Жизнь и творчество(обзор) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Акмеизм Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Футуризм Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак). И. Северянин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». 4 Эмоциональная взволнованность словотворчества. и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его В. В. Хлебников Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэтфилософ. В. В. Маяковский Жизнь и творчество(обзор) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. «Облаков штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта. Крестьянская поэзия Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…». Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. «Ан н а С н е г и н а » — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя. Русская литература 20-40-х годов(обзор) Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма). А.Н.Толстой. Жизнь и творчество(обзор) "Петр Первый". Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля). 5 А.А.Фадеев. Жизнь и творчество(обзор) "Разгром". Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе. М.И.Цветаева. Жизнь и творчество(обзор) "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...»,«Тоска по родине! Давно...», «Москве»,«Мне нравится,что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки. О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор) «Notre Dame»,«Бессонница. Гомер.Тугие паруса...»,«За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама. А.А.Ахматова. Жизнь и творчество (обзор) «Сжала руки подтемной вуалью...»,«Мне ни к чему одические рати...»,«Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы. «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа. Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). «Про эти стихи»,«Февраль.Достатьчернили плакать!..», «Определение поэзии»,«Во всем мне хочется дойти...»,«Любить иных— тяжелый крест...»,«Никого не будет в доме...»,«Сосны»,«Иней»,«Снегидет», «Гамлет»,«3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка. "Доктор Живаго" (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество(обзор). "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся). "Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга. 6 "Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгаковасатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. А.П.Платонов. Жизнь и творчество(обзор). "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся). Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова. М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя(обзор). "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа. Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы И.С.Шмелев. «Солнце мертвых». Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины. М.А.Алданов. «Че р т о в м о с т » . Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост». В.В.Набоков. «Другие б е р е г а » , «Дар», « З а щ и т а Л у ж и н а » , «Машенька» (по выбору учителя и учащихся). Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок. Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.). "Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя. "Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя ГодуноваЧердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста. "Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека. Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык. Великая Отечественная война в литературе Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся. Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне 7 и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др. Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др. Русская литература 50- 90-х годов XX века обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев. А.Т.Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете...»,«Памяти матери»,«Я знаю,никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»). «З ад а л ь ю — д а л ь » — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Твардовский — редактор журнала «Новый мир». И.А.Бродский. Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи»,«Части речи» (по выбору учителя и учащихся). Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта. А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»,«АрхипелагГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве. В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования. В.П.Астафьев. "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор. "Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек. Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив"). В.Г. Распутин. "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся). Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок"). Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой". Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества. В. М. Шукшин Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. А. В. Вампилов Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. 8 Зарубежная литература XX века Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм. Дж.Лондон. "Любовь к жизни". Название произведения и его герой, который не сдается. Б.Шоу. "Пигмалион". Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу. Г.Аполлинер. Лирика ("Мост Мирабо" и др.). Экспериментальная направленность лирики. Э. Хемингуэй Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море».Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ знать/понимать: • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; • основные теоретико-литературные понятия; уметь: • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; • определять род и жанр произведения; • сопоставлять литературные произведения; • выявлять авторскую позицию; • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • участия в диалоге или дискуссии; • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. 9 • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно: ➢ Тесты (типа ЕГЭ). ➢ Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов. ➢ Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос. ➢ Изложения с творческимзаданием. Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт». Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём. Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности. Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста. Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл. 10 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Колич часов 1. Лекция. Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп. Направления философской мысли начала столетия. 1 4.09 2. Бунин. И.А. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель». Чтение и анализ стихотворений. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Изображение мирового зла в рассказе.Символика бунинской прозы. 1 5.09 1 7.09 Тема любви в прозе Бунина Цикл «Тёмные аллеи». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. Куприн. А.И. Жизнь и творчество. Основные темы и проблемы. 2 11.0912.09 14.09 7-8 Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет». 2 9. Горький А.М. Жизнь и творчество. 1 18.0919.09 21.09 10. Ранние романтические рассказы писателя. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Романтическийгерой в раннихромантическихрассказахГорького. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Сценическая судьба пьесы. Особенности жанра и конфликта пьесы. Обитатели «дна» в пьесе «На дне». Смысл названия произведения. Роль Луки в пьесе. Вопрос о правде в драме Горького «На дне». Сочинение по пьесе С.Горького «На дне» Русский символизм и его истоки. 1 25.09 1 26.09 1 1 1 1 28.09 2.10 3.10 5.10 В.Брюсов. Жизнь и творчество. Брюсов как основоположник символизма в России. Проблематика и особенности стиля поэта. К.Д. Бальмонт. Основные темы и мотивы лирики. А.Белый. Тема Родины в творчестве поэта А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символисты. 1 9.10 1 10.10 1 12.10 1 16.10 3. 4-5 6. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 1 Дата проведения план факт 11 2324. Темы и образы ранней лирики. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Тема страшного мира в лирике Блока. Чтение и анализ стихотворений. Развитие понятия об образе – символе. Практикум. Тема Родины в лирике Блока. Чтение и анализстихотворений. Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира. Идейное содержание произведения. 25. Акмеизм как национальная форма неоромантизма 26. Н.Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика его лирики Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина, Хлебникова. В.Маяковский. Жизнь и творчество Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос стихов. Чтение и анализ стихотворений. Своеобразие любовной лирики Маяковского. Чтение и анализ произведений. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Чтение и анализстихотворений». В.Маяковский-драматург. Сатирическое изображение современности. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Н.Клюева. Страницы жизни и творчества (обзор). С.Есенин. Жизнь и творчество. Тема России в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений. Любовная тема в лирике Есенина. Чтение и анализстихотворений. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. Чтение и анализ стихотворений. «Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины. 20. 21. 22. 1 17.10 1 19.10 1 23.10 2 24.1026.10 7.11 1 1 9.11 1 1 13.11 14.11 1 16.11 1 20.11 1 21.11 1 23.11 1 27.11 1 28.11 1 30.11 1 4.12 1 5.12 1 7.12 1 11.12 Русская литература 20-40 годов. Общая характеристика русской литературы послереволюционных лет А.Толстой. «Петр Первый» - первый советский исторический роман. 1 12.12 1 14.12 42. А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя. Знакомство с романом «Разгром». 1 18.12 43 Тема гражданской войны в романе «Разгром». Роль интеллигенции в революции. 1 19.12 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 12 4445. М.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема Родины. Чтение и анализ стихотворений. Своеобразие поэтического стиля. 2 21.1225.12 46. О.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. Чтение и анализ стихотворений. А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. Чтение и анализ стихотворений 1 26.12 1 28.12 1 9.01 49. Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции. 1 11.01 50. Б.Пастернак. Страницы жизни и творчества. 1 15.01 51. Философский характер лирики поэта. Основные темы и мотивы его поэзии. Чтение и анализ стихотворений.. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении. 1 16.01 1 18.01 53. Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». 1 22.01 54. Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа. 1 23.01 55. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. 1 25.01 56. История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения. 1 29.01 5758 59. Три мира в романе «Мастер и Маргарита» 2 30.01 Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». 1 1.02 6061. Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита». 2 5.02 6.02- 62. Контрольный урок развития речи по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». 1 8.02 63. А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть Платонова «Котлован»: обзор содержания, сюжет, композиция, идейный смысл. 1 12.02 1 13.02 47. 48. 52. 64. 13 М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения. Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». 1 15.02 1 19.02 2 «Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова. 2 20.0222.02 26.02 27.02 1 29.02 72. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». Женские судьбы в романе «Тихий Дон». 1 4.03 73. Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон». 1 5.03 74. Русская литература за рубежом 1917-1940 Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции(обзор) 1 7.03 75. Великая Отечественная война в литературе Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Сурков, Симонов, Исаковский и др) Классное сочинение «Подвиг Советского народа в Вов» (по произведениям писателей о Вов) Русская литература 50-90 годов 20 века Русская литература 50-90 годов 20 века(обзор). Тематическое и жанровое разнообразие литературы. 1 11.03 2 1 12.0314.03 18.03 79. А.Т.Твардовский. Страницы жизни и творчества. 1 19.03 80. Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем России. Осмысление темы войны. Чтение и анализ стихотворений 1 21.03 81. Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль» 1 1.04 82. И.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон его лирики. Чтение и анализстихотворений. 1 2.04 83. А.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича». 1 4.04 2 8.049.04 В.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов». В.Астафьев Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор) 2 11.0415.04 1 16.04 В.Распутин. Нравственная проблематика повестей писателя 2 18.0422.04 65. 66. 6768 6970 71. 7677. 78. 8485. 8687. 88. 8990 14 9192. В.Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина. 2 23.04 25.04 9394. А.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы. 2 29.04 30.04 95. Зарубежная литература 20 века Общий обзор европейской литературы 20 века Д.Лондон. Раздумья писателя о человеке и его жизненно пути. Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии Г.Аполлинер. Экспериментальная направленность лирики. 1 2.05 2 1 6.05 7.05 13.05 1 14.05 100101. Э.Хемингуэй. Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовнонравственные проблемы повести «Старик и море». 2 16.0520.05 102 Итоговый урок. 2 21.05 24.05 9697. 98. 99. 15 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ знать/понимать: • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; • основные теоретико-литературные понятия; уметь: • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; • определять род и жанр произведения; • сопоставлять литературные произведения; • выявлять авторскую позицию; • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • участия в диалоге или дискуссии; • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно: ➢ Тесты (типа ЕГЭ). ➢ Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов. ➢ Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос. 16 ➢ Изложения с творческимзаданием. Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт». Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём. Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности. Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста. Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл. 17 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2014. Дополнительная литература: 2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2014 3. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-11 классы. – 2-е издание., дораб. – М.: Просвещение, 2008. 4. Русская литература XX века. 11 класс: Учебник в 2-х частях под редакцией В.П. Журавлёва – СПб.: «Просвещение», 2008. 5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс.-М.: ВАКО, 2011. 6. Литература в схемах и таблицах / авт.-сост. Миронова Ю.С. – СПб.: «Просвещение», 2011 1.Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, эпитет, перифраз, синекдоха) 2.Теория литературы в таблицах (папка) • Художественные системы в литературе. • Сентиментализм. Классицизм. • Романтизм. Модернизм • Реализм. • Роды литературы. Жанровая система. • Изобразительно-выразительные средства языка (метафора, эпитет, сравнение, перифраз, аллегория ,метонимия, синекдоха, ирония ,символ, параллелизм, гипербола, антитеза, оксюморон, инверсия, повтор, многосоюзие) • Принципы ритмической организации стиха. • Стихосложение. • Схема анализа стихотворения. • Темы и мотивы в лирике. • Лирический герой. • Жанры лирики (лирическое стихотворение, ода, романс, песня, послание) • Строфа. Виды строф. Виды строф в лирике. • Твердые стихотворные формы. • Рифма. 3.Комплект портретов писателей 18-19вв. 4.Комплект портретов писателей 20в. Справочная литература 1. Агеносов В.В., Басинский П.В., Ваняшова М.Г. и др. Русские писатели. ХХ век. Биографии. Большой учебный справочник. – М.: Дрофа, 2000. 2. Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л., Карнаух Н.Л. и др. Литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Дрофа, 18