Литература 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ Отдел Образования МР Гафурийский район РБ
МОБУ СОШ с. Зилим-караново

Согласовано
Зам.директора по УР
__________________
М.С.Шаяхметова.

Утверждаю:
Приказ № 120
от 30.08.2023
Директор шк.___
Г.Д. Рахматуллина

Рабочая программа
По литературе.
11 класс

Составитель :Каримова Ф.Р.
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория.
Педагогический стаж:36 г.

2023-2024 учебный год

1

Пояснительная записка
Данная рабочая программа для учащихся 11 класса разработана на основе примерной
программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой
(10-11классы) (базовый уровень) (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, /С.А.Леонов и друние.М.:Дрофа,2020), рекомендованной
Министерством образования РФ, в соответствии с
Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом
образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим
комплексом:
➢ учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2020.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне,
специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации
представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и
современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших
классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
•
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование
гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
•
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
•
освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего
представления об историко-литературном процессе;
•
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать
духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса,
совершенному владению речью.
Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям,
которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой
литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства
слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе («Русская
литература XX века»).
Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе
произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и
изучать, а какие читать и обсуждать сделан на основе читательских пристрастий учащихся,
индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или
иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированностиобщеучебных
умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным
при изучении произведения.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано
осуществлять в разные периоды учебного года, хотя целесообразным это делать в конце года,
потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости
корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на
самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.
2

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы
(ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и
окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного
идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России,
отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические
события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов
России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и
литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и
тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний
шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта.
Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в
лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание»,
цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема
угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального
характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром
природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера.
Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры
Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной,
бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в
повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы.
Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе
писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического
идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль
пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как
социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников.
Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды
в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука),
правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен,
притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского
модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество
русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного
3

расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в
процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я.
Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и
мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике
Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир
пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность
стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения:
«Раздумье»,
«Русь»,
«Родине».
Интуитивное
постижение
действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных
событий как пришествия нового Мессии.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В
ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»),
«На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы.
Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве
Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема
Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле
“На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение
конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои,
своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа
и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм".
Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание
зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»,
«Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.
Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”.
Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над
содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и
графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В.
Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),
«Двусмысленная слава».

4

Эмоциональная взволнованность
словотворчества.

и

ироничность

поэзии

Северянина,

оригинальность

его

В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэтфилософ.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,
«Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с
фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос
революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы,
гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики
стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и
времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облаков штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха.
Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические
произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А.
Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из
темных углов...».
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение
труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального
русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,
«Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая
лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина.
Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина.
Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней
лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Ан н а С н е г и н а » — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ
лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации
русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и
социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического
реализма).
А.Н.Толстой.
Жизнь и творчество(обзор)
"Петр Первый". Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в
XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра
(становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа
(особенности композиции и стиля).
5

А.А.Фадеев.
Жизнь и творчество(обзор)
"Разгром". Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе.
Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан
из камня...»,«Тоска по родине! Давно...», «Москве»,«Мне нравится,что вы больны не мной...» и др.
(по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России.
Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как
напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического
дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики,
свежесть и неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество (обзор)
«Notre Dame»,«Бессонница. Гомер.Тугие паруса...»,«За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я
вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы
в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки подтемной вуалью...»,«Мне ни к чему одические рати...»,«Мне голос был. Он звал
утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм.
Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха.
Новаторство формы.
«Реквием».
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и
образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема».
Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в
создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи»,«Февраль.Достатьчернили плакать!..», «Определение поэзии»,«Во всем мне хочется
дойти...»,«Любить иных— тяжелый крест...»,«Никого не будет в
доме...»,«Сосны»,«Иней»,«Снегидет», «Гамлет»,«3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова.
Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое".
Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни,
любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость
стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и
природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической
интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор).
Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго.
Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство
Булгакова-драматурга.
6

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с
философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике
Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита.
Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции
(Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгаковасатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника.
Смысл финальной главы романа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя
и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики
писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской
сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных
коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и
масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни
героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных
событий в жизни народа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.
«Солнце мертвых».
Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце
мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и
точность описаний природы. Острое чувство родины.
М.А.Алданов.
«Че р т о в м о с т » .
Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы
за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в
исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В.В.Набоков.
«Другие б е р е г а » , «Дар», « З а щ и т а Л у ж и н а » , «Машенька» (по выбору учителя и
учащихся).
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты
сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и
психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира
вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король,
дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке
("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).
"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его
окружение. Мир детства и отрочества героя.
"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как
он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя ГодуноваЧердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский
язык.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике
военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне
7

и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского,
"Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича,
"Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Русская литература 50- 90-х годов XX века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...»,«Памяти матери»,«Я знаю,никакой моей вины...»,
«К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь.
Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних
связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«З ад а л ь ю — д а л ь » — поэтическое и философское осмысление трагических событий
прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль
некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
И.А.Бродский.
Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи»,«Части речи» (по выбору
учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича»,«АрхипелагГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить
Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также
его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в
произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер
повествования.
В.П.Астафьев.
"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Обзор.
"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и
оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности
городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и
учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего
себя от общества.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской
прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе.
Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга.
Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
8

Зарубежная литература XX века
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы
самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Дж.Лондон.
"Любовь к жизни". Название произведения и его герой, который не сдается.
Б.Шоу.
"Пигмалион". Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в
мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г.Аполлинер.
Лирика ("Мост Мирабо" и др.). Экспериментальная направленность лирики.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его
жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики
в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов,
особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой
произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

9

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской
литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных
форм и методов работы, а именно:
➢ Тесты (типа ЕГЭ).
➢ Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения)
и типов.
➢ Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
➢ Изложения с творческимзаданием.
Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения:
пятибалльной и «зачёт - незачёт».
Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и
объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим
учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и
характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой
произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о
понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.
Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся
выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и
истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с
проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал
и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его
художественный особенности.
Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик
истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных
средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ
такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора
текста.
Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением
сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки
учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.

10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Колич
часов

1.

Лекция. Введение. Судьба России в 20 веке. Основные
направления, темы и проблемы русской литературы 20 века.
Характеристика литературного процесса начала 20 века.
Многообразие литературных направлений, стилей и школ,
групп. Направления философской мысли начала столетия.

1

4.09

2.

Бунин. И.А. Жизнь и творчество.
Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность.
«Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний
шмель». Чтение и анализ стихотворений.
Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
Изображение мирового зла в рассказе.Символика бунинской
прозы.

1

5.09

1

7.09

Тема любви в прозе Бунина Цикл «Тёмные аллеи».
Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.
Куприн. А.И.
Жизнь и творчество. Основные темы и проблемы.

2

11.0912.09
14.09

7-8

Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

2

9.

Горький А.М. Жизнь и творчество.

1

18.0919.09
21.09

10.

Ранние романтические рассказы писателя. «Старуха
Изергиль». Проблематика и особенности композиции
рассказа. Романтическийгерой в
раннихромантическихрассказахГорького.
Пьеса «На дне» как социально-философская драма.
Сценическая судьба пьесы. Особенности жанра и конфликта
пьесы.
Обитатели «дна» в пьесе «На дне». Смысл названия
произведения.
Роль Луки в пьесе.
Вопрос о правде в драме Горького «На дне».
Сочинение по пьесе С.Горького «На дне»
Русский символизм и его истоки.

1

25.09

1

26.09

1
1
1
1

28.09
2.10
3.10
5.10

В.Брюсов.
Жизнь и творчество.
Брюсов как основоположник символизма в России.
Проблематика и особенности стиля поэта.
К.Д. Бальмонт.
Основные темы и мотивы лирики.
А.Белый.
Тема Родины в творчестве поэта
А.Блок.
Жизнь и творчество. Блок и символисты.

1

9.10

1

10.10

1

12.10

1

16.10

3.

4-5
6.

11.

12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.

1

Дата
проведения
план
факт

11

2324.

Темы и образы ранней лирики. Цикл «Стихи о Прекрасной
Даме».
Тема страшного мира в лирике Блока. Чтение и анализ
стихотворений. Развитие понятия об образе – символе.
Практикум. Тема Родины в лирике Блока. Чтение и
анализстихотворений.
Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного
мира. Идейное содержание произведения.

25.

Акмеизм как национальная форма неоромантизма

26.

Н.Гумилёв.
Слово о поэте. Проблематика и поэтика его лирики
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.
Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина,
Хлебникова.
В.Маяковский.
Жизнь и творчество
Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос
революционного переустройства мира. Сатирический пафос
стихов. Чтение и анализ стихотворений.
Своеобразие любовной лирики Маяковского. Чтение и анализ
произведений.
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Чтение и
анализстихотворений».
В.Маяковский-драматург. Сатирическое изображение
современности.
Художественные и идейно-нравственные аспекты
новокрестьянской поэзии Н.Клюева. Страницы жизни и
творчества (обзор).
С.Есенин.
Жизнь и творчество.
Тема России в лирике Есенина. Чтение и анализ
стихотворений.
Любовная тема в лирике Есенина. Чтение и
анализстихотворений. Подготовка к домашнему сочинению
по лирике Есенина.
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина.
Трагизм восприятия гибели русской деревни. Чтение и анализ
стихотворений.
«Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины.

20.
21.
22.

1

17.10

1

19.10

1

23.10

2

24.1026.10
7.11

1
1

9.11

1
1

13.11
14.11

1

16.11

1

20.11

1

21.11

1

23.11

1

27.11

1

28.11

1

30.11

1

4.12

1

5.12

1

7.12

1

11.12

Русская литература 20-40 годов. Общая характеристика
русской литературы послереволюционных лет
А.Толстой.
«Петр Первый» - первый советский исторический роман.

1

12.12

1

14.12

42.

А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя. Знакомство с
романом «Разгром».

1

18.12

43

Тема гражданской войны в романе «Разгром». Роль
интеллигенции в революции.

1

19.12

27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.

35.
36.
37.

38.

39.
40.
41.

12

4445.

М.Цветаева. Жизнь и творчество.
Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема
Родины. Чтение и анализ стихотворений.
Своеобразие поэтического стиля.

2

21.1225.12

46.

О.Мандельштам.
Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи.
Чтение и анализ стихотворений.
А.Ахматова.
Жизнь и творчество.
Художественное своеобразие и поэтическое мастерство
лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике
Ахматовой. Чтение и анализ стихотворений

1

26.12

1

28.12

1

9.01

49.

Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и
поэта. Тема суда времени и исторической памяти.
Особенности жанра и композиции.

1

11.01

50.

Б.Пастернак.
Страницы жизни и творчества.

1

15.01

51.

Философский характер лирики поэта. Основные темы и
мотивы его поэзии. Чтение и анализ стихотворений..
Пастернак. Роман «Доктор Живаго».
Человек, история и природа в произведении.

1

16.01

1

18.01

53.

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

1

22.01

54.

Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой
романа.

1

23.01

55.

М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество.

1

25.01

56.

История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
Жанр и композиция произведения.

1

29.01

5758
59.

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

2

30.01

Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и
Маргарита».

1

1.02

6061.

Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и
Маргарита».

2

5.02
6.02-

62.

Контрольный урок развития речи по роману Булгакова
«Мастер и Маргарита».

1

8.02

63.

А.П.Платонов.
Жизнь и творчество.
Повесть Платонова «Котлован»: обзор содержания, сюжет,
композиция, идейный смысл.

1

12.02

1

13.02

47.
48.

52.

64.

13

М.А. Шолохов.
Жизнь и творчество.
История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг
произведения.
Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

1

15.02

1

19.02

2

«Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении
Шолохова.

2

20.0222.02
26.02
27.02

1

29.02

72.

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе
«Тихий Дон».
Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

4.03

73.

Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон».

1

5.03

74.

Русская литература за рубежом 1917-1940
Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской
эмиграции(обзор)

1

7.03

75.

Великая Отечественная война в литературе
Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике
военных лет (Сурков, Симонов, Исаковский и др)
Классное сочинение «Подвиг Советского народа в Вов» (по
произведениям писателей о Вов)
Русская литература 50-90 годов 20 века
Русская литература 50-90 годов 20 века(обзор). Тематическое
и жанровое разнообразие литературы.

1

11.03

2
1

12.0314.03
18.03

79.

А.Т.Твардовский.
Страницы жизни и творчества.

1

19.03

80.

Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем
России. Осмысление темы войны. Чтение и анализ
стихотворений

1

21.03

81.

Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль»

1

1.04

82.

И.Бродский. Слово о поэте.
Проблемно-тематический диапазон его лирики. Чтение и
анализстихотворений.

1

2.04

83.

А.Солженицын.
Жизнь и творчество.
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве
писателя. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича».

1

4.04

2

8.049.04

В.Шаламов.
Жизнь и творчество.
Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».
В.Астафьев
Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор)

2

11.0415.04

1

16.04

В.Распутин.
Нравственная проблематика повестей писателя

2

18.0422.04

65.
66.
6768
6970
71.

7677.
78.

8485.
8687.
88.

8990

14

9192.

В.Шукшин.
Изображение народного характера и картин народной жизни в
рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

2

23.04
25.04

9394.

А.Вампилов.
Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт,
система образов, композиция пьесы.

2

29.04
30.04

95.

Зарубежная литература 20 века
Общий обзор европейской литературы 20 века
Д.Лондон.
Раздумья писателя о человеке и его жизненно пути.
Б. Шоу.
Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия
в изображении Шоу. Прием иронии
Г.Аполлинер.
Экспериментальная направленность лирики.

1

2.05

2
1

6.05
7.05
13.05

1

14.05

100101.

Э.Хемингуэй.
Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовнонравственные проблемы повести «Старик и море».

2

16.0520.05

102

Итоговый урок.

2

21.05
24.05

9697.
98.

99.

15

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов,
особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой
произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской
литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных
форм и методов работы, а именно:
➢ Тесты (типа ЕГЭ).
➢ Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения)
и типов.
➢ Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
16

➢ Изложения с творческимзаданием.
Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения:
пятибалльной и «зачёт - незачёт».
Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и
объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим
учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и
характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой
произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о
понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.
Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся
выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и
истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с
проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал
и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его
художественный особенности.
Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик
истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных
средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ
такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора
текста.
Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением
сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки
учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.

17

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература:
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.:
ВАКО, 2014
3. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-11 классы. – 2-е издание., дораб. –
М.: Просвещение, 2008.
4. Русская литература XX века. 11 класс: Учебник в 2-х частях под редакцией В.П. Журавлёва –
СПб.: «Просвещение», 2008.
5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс.-М.: ВАКО, 2011.
6. Литература в схемах и таблицах / авт.-сост. Миронова Ю.С. – СПб.: «Просвещение», 2011
1.Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, эпитет, перифраз, синекдоха)
2.Теория литературы в таблицах (папка)
• Художественные системы в литературе.
• Сентиментализм. Классицизм.
• Романтизм. Модернизм
• Реализм.
• Роды литературы. Жанровая система.
• Изобразительно-выразительные средства языка (метафора, эпитет, сравнение, перифраз,
аллегория ,метонимия, синекдоха, ирония ,символ, параллелизм, гипербола, антитеза,
оксюморон, инверсия, повтор, многосоюзие)
• Принципы ритмической организации стиха.
• Стихосложение.
• Схема анализа стихотворения.
• Темы и мотивы в лирике.
• Лирический герой.
• Жанры лирики (лирическое стихотворение, ода, романс, песня, послание)
• Строфа. Виды строф.
Виды строф в лирике.
• Твердые стихотворные формы.
• Рифма.
3.Комплект портретов писателей 18-19вв. 4.Комплект портретов писателей 20в.
Справочная литература
1. Агеносов В.В., Басинский П.В., Ваняшова М.Г. и др. Русские писатели. ХХ век. Биографии.
Большой учебный справочник. – М.: Дрофа, 2000.
2. Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л., Карнаух Н.Л. и др. Литература. Большой учебный справочник
для школьников и поступающих в вузы / под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Дрофа,

18


Наверх

уч.план 5-6 кл.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».