МХК .Рабочая программа.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ Отдел Образования МР Гафурийский район РБ
МОБУ СОШ с. Зилим-караново
Согласовано
Зам.директора по УР
__________________
М.С.Шаяхметова.

Утверждаю:
Приказ № 120
от 30.08.2023
Директор шк.___
Г.Д. Рахматуллина

Рабочая программа
по МХК
11 класс

Составитель :Каримова Ф.Р.
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория.
Педагогический стаж:36 г.

2023-2024 учебный год

1

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по МХК для обучающихся 11 класса составлена с учетом:
1. Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного
приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. от 19.10.2009, с
изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования»
2. Программа по МХК для обучающихся 10–11 классов под редакцией Л.А. Рапацкой
(Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008г.).
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.032014 №253
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на текущий учебный год»
4. Учебного плана МОБУ СОШ с. Зилим-Караново на 2020- 2021 учебный год.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса:
- на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества
сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской
художественном культуры в контексте мирового культурного процесса XIX-XX вв.
Задачи курса:
развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой
деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные
особенности, высказывать о них собственное суждение;
формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития
русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с
традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской
национальной культуры современности.
воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовнонравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной
культурной среды.
Учебно-методический комплект. Преподавание предмета «Мировая художественная
культура» в 11 классе осуществляется на основе УМК Учебник для общеобразовательных
учреждений. Мировая художественная культура. Для 11 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.:
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки
РФ.
Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета «Мировая
художественная культура»» отводится в 11 классе 1 час из базисного учебного плана. Формы
организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урокэкскурсия, урок-путешествие. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и
навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и
2

написания сочинений (эссе). Учащиеся в качестве итоговой формы могут избрать экзамен или
реферат.
Место предмета
Данная рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура,11 класс»
рассчитана на 34 часа, что соответствует учебному графику
2. Содержание программы учебного предмета
«Мировая художественная культура» в 11 КЛАССЕ
Введение.(1)
Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре
XX века.

XIX начала

Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего
мира человека.(2).
Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана.
Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения
человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение
восставшего народа в работах Э. Делакруа.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2)
Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж —
крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперыдрамы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф.
Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(1)
Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре.
Музыкальный импрессионизм.
Тема 4. Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха.(2)
Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе.
Экспрессионизм в музыке.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные
течения в искусстве 19-20 веков. (2)
Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм
П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре.
Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры
В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной
культуры первой половины 19 века.(2)

3

Художественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в
литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми
романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для
развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки.
Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества
(творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в проекте
Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и
реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов —
родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С.
Даргомыжского. М.П. Мусоргского.
Раздел 2. Художественная культура России 19-20 веков. 4 часа.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую
миссию русского народа.(2)
Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество
В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». Творчество П. Чайковского.
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие
символизма.(2)
Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C.
Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А.
Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.
Тема 9.Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

«Русский футуризм» (2)

Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского.
Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова.
Абстрактноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в
поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. (2)
Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в
поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое
объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В.
Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в
Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и
С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.
Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 3 часа
Тема 11-12. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Музыкальное
искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века. (2)
Творчество Ф.Кафки. Экзистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик
английского модернизма Д.Джойс. Жанр «интеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса,
Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки. Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья.
Творчество
Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные
жанры. Рождение рок-н- ролла.
4

Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость.(2)
Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик
мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального
кинематографа
Тема14. Художественная культура Америки: обаяние молодости. (2)
Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет
американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США.
Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США.
Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика
импровизации.. Искусство Латинской Америки.
Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до
возвращения к истокам. 3часа
Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной
культуры 20-30 гг.(2)
Русская художественная культура 20-30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины
социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства.
Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова.
Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ.
Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество
И.О. Дунаевского.
Тема 16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в
искусстве второй половины 20 века(2)
Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в
творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни.
Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей,
композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство.
Многонациональный характер советской музыки. Творчество А. И. Хачатуряна. Творчество
А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
Тема 17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода
«оттепели».(2)
Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского,
П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов.
Поэты–песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической
мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича.
Творчество И.С.Глазунова.
Тема 18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних
десятилетий 20 века.(2)
5

Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры,
экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и
скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие
искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.

5. Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса.
знать / понимать:
•
•
•
•

основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.

уметь:
•
•
•
•

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной
культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной
жизни для:
•
•
•
•

выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного
искусства;
попыток самостоятельного художественного творчества.
Литература.

Русская художественная культура. 11класс: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд.
центр ВЛАДОС, 2008.
Дополнительная литература.
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания.
10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008. - 128 с.
Пешкова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие
для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

6

7


Наверх

уч.план 5-6 кл.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».