Рабочая программа по биологии 10 класс 3 часа

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Зилим-Караново

Согласовано
Зам.директора по УР
__________________

Утверждаю:
Приказ № 120
От 29.08.2023

М. С. Шаяхметова
Директор _____
Г. Д. Рахматуллина

Рабочая программа

по биологии

_____10______
класс
на 2023-2024 учебные годы

Составитель :Каримова А.А.
учитель химии и биологии
Педагогический стаж:7 г.

Зилим – Караново 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с:
•
•

•

•

•

•
•
•

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными
приказом Министерства образования
и науки
Российской Федерации от
31.12.2015 №1577;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
Учебным планом Школы;
Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и
науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и
апробацию;
Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования.

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии
основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В.
Латюшиным, Р. Д. Машем. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование
общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучающихся. Курс
«Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях.
Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до
понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а
также показать прикладное значение биологии.
Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью
отражает основные идеи и предметные темы стандарта образования по биологии,
представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем,
включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.
Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия
образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной
сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его
формирования.
В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного
мировоззрения и экологической культуры учащихся. Именно поэтому, наряду с освоением
общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и

сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание
возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения
прикладных задач.
Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней
общеобразовательной школе, предусматривает изучение учащимися теоретических и
прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее
время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы
и здоровья человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой
предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник
для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017-368с.;
а также методического пособия для учителя:
В.В. Пасечник « Рабочие программы. М: Дрофа,2015
Уровень программы ): профильный
В учебном плане МОБУ СОШ с. Зилим - Караново на 2023-2024 учебный год отведено
для обязательного изучения предмета биология в 10 классе 105 часов (из расчета 3 часа в
неделю).

Планируемые результаты изучения учебного курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета Биология, курса «Общая биология »
Личностные результаты обучения:
• реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
• признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и
других людей, реализации установок здорового образа жизни;
• сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью
или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья
и экологической безопасности.
Метапредметными результатами программы по биологии в 10 классе являются:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы
по биологии на профильном уровне в 10 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• характеристика содержания биологических теорий (клеточная теория,
хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции,
теория антропогенеза);
• учений (о путях и направлениях эволюции, Н. И. Вавилова о центрах
многообразия и происхождения культурных растений, В. И. Вернадского о
биосфере);
• законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана,
гомологических рядов наследственной изменчивости, зародышевого
сходства, биогенетического);
• закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, наследования,
сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ);
• правил (доминирования, экологической пирамиды);
• принципов (чистоты гамет, комплементарности);
• гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
• выделение существенных признаков строения биологических объектов
(клетки: химический состав и строение; генов, хромосом, женских и
мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и
многоклеточных организмов; видов и экосистем) и биологических
процессов и явлений (обмен веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез,
митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных
животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез),
взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдалённых
гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего

•

•

•

•
•
•
•

•

•
•

•
•

•

отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние
элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование
приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы);
объяснение роли биологических теорий, идей, принципов, гипотез в
формировании современной естественно-научной картины мира, научного
мировоззрения; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм
человека; причин эволюции видов, человека, биосферы, наследственных и
ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и
хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и
смены экосистем; закономерностей влияния экологических факторов на
организмы;
приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой
природы, родства живых организмов с использованием биологических
теорий, законов и правил; взаимосвязей организмов и окружающей среды;
единства человеческих рас; необходимости сохранения многообразия
видов;
установление взаимосвязей строения и функций молекул в клетке; строения
и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена;
световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей
и направлений эволюции;
умение
пользоваться
современной
биологической
терми
нологией и символикой;
решение задач разной сложности по биологии;
составление
схем
скрещивания,
путей
переноса
веществ
и
энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описание
клеток
растений
и
животных
(под
микроско
пом), особей вида по морфологическому критерию, экосистем
и агроэкосистем своей местности; приготовление и описание
микропрепаратов;
выявление изменчивости, приспособлений у видов к среде обитания,
ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных, отличительных
признаков живого (у отдельных организмов), абиотических и биотических
компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в экосистеме,
антропогенных изменений в экосистемах своей местности, источников
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в
экосистемах своего региона;
исследование биологических систем на биологических моделях (аквариум);
сравнение биологических объектов (клетки растений, животных, грибов и
бактерий, экосистемы и агроэкосистемы),процессов и явлений (обмен
веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен,
фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение,
оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, внешнее и
внутреннее оплодотворение, зародыши человека и других млекопитающих,
формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор,
способы видообразования, макро- и микроэволюция, пути и направления
эволюции) и формулировка выводов на основе сравнения. :
В ценностно-ориентационной сфере:
анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни
и человека, человеческих рас, глобальных антропогенных изменений в
биосфере, этических аспектов современных исследований в биологической
науке;
определение собственной позиции по отношению к экологическим
проблемам, поведению в природной среде;

•
•
•
•
•
•

оценка этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии
(клонирование,
искусственное
оплодотворение,
направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности:
овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов
и объяснения их результатов;
освоение
приёмов
грамотного
оформления
результатов
биологических исследований.
В сфере физической деятельности:
обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, мер
профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции)
заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Содержание учебного предмета «Биология 10 класс»
Введение (10 ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для
понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками
(химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая
биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.
Демонстрация: портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».
Раздел №1 Клетка (53 ч)
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение
цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского
хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития,
структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в
жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды,
нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции
процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные
компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и
строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и
бактериофаги. Вирус СПИДа.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций
обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического
обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения
органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая
роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации.
Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по
матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов,
иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез
белка».
Лабораторная работа№ 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом
на готовых препаратах и их описание».

Лабораторная работа № 2 «Сравнение строения клеток растений и животных».
Контрольная работа № 1 по теме: « Клетка»
Раздел №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов (12ч)
Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого
размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое
размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез.
Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое
значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост,
дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез
растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша.
Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма.
Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть
организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.
Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения,
эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей
позвоночных животных, схем митоза и мейоза.
Лабораторная работа №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других
млекопитающих как доказательство их родства»
Раздел №3 Основы генетики (16 ч)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные
Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное
скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное
доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные
аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон
независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических
законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом.
Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное
наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов.
Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая
наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование,
кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и
полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные,
хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации.
Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы.
Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их
роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение
комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной
изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней
среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности
модификационной изменчивости. Управление доминированием.
Демонстрация: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности,
перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на

изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных,
полиплоидных растений.
Практические и лабораторные работы:
П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».
П/р №2 «Решение элементарных генетических задач».
Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда
и кривой. Изучение фенотипов растений»
Л/р №5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка
возможных последствий их влияния на организм».
Раздел №4 Генетика человека (6ч)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие
человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах.
Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние
среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье
человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального
наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии.
Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое
значение, задачи и перспективы.
Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.
Практическая работа: №3 «Составление родословной»
Обобщение и повторение изученного материала
Заключение ( 8 часов )
Контрольная работа №2 по теме « Основы общей биологии»

Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем Учебные
раздела
часы
и тем

1

Контрольные
работы

Практическая
часть

(в соответствии
со спецификой
предмета, курса)

(в соответствии
со спецификой
предмета, курса)

10
Введение

2

Раздел«1 Клетка

3

Раздел №2 Размножение и 12
индивидуальное
развитие
организмов

4

Раздел№3 Основы генетики

Л.р.№1, 2

53
1

Л.р.№3

Л.р.№.4,5

16

П.Р. № 1,2
5

Раздел
№
человека

4

Генетика 6

П.р.№3

3

Заключение

8

1

Итого:

105

2

Л.Р.-5
П.Р.-3


Наверх

уч.план 5-6 кл.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».