География 7-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Башкортостан
Администрация МР Гафурийского района Республики
Башкортостан
МОБУ СОШ с. Зилим-Караново

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР

УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора

Шаяхметова М.С.
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

Рахматуллина Г.Д.
приказ 120
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся 7-9 классов
учитель Сагитова Г.Р.
Срок реализации 3 года

Зилим-Караново 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «География» основного общего
образования составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения
основной образовательной программы (Приказ Министерства образования
и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки
России от 29 декабря 2014 г. № 1644);
- примерной основной образовательной программы основного общего
образования (одобренной Федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля
2015 г. № 1/15).
- фундаментального ядра содержания основного общего образования;
- авторской программы по географии Е. М. Домогацких (линия УМК
«География. 5–9 классы» под ред. Е.М.Домогацких – М.: «Русское слово»,
2015.)
- основных направлений программ, включенных в структуру основной
образовательной программы;
- требований к уровню подготовки обучающихся для проведения
основного государственного экзамена по географии.
Цели реализации программы:
достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета
«География» в соответствии с требованиями, утвержденными
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования;
Задачами реализации программы учебного предмета являются:
o

обеспечение в процессе изучения предмета условий для
достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования
всеми обучающимися, в том числе обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

o

создание в процессе изучения предмета условий для:

o

развития личности, способностей, удовлетворения
познавательных интересов, самореализации обучающихся, в
том числе одаренных;

o

формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской
идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

o

формирования у обучающихся опыта самостоятельной
учебной деятельности;

o

формирования у обучающихся навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа
жизни;

o

знакомство учащихся с методами научного познания и
методами исследования объектов и явлений, понимание
учащимися отличий научных данных от непроверенной
информации, ценности науки для удовлетворения бытовых,
производственных и культурных потребностей человека;

o

формирование компетентностей в области практического
использования информационно-коммуникационных
технологий, развитие информационной культуры и
алгоритмического мышления, реализация инженерного
образования на уровне основного общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Географическое образование в основной школе должно обеспечить
формирование картографической грамотности, навыков применения
географических знаний в жизни для объяснения, оценки и
прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет
реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную
направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными
методами решения различных теоретических и практических задач,
умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты,
сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География»
насыщенно экологическими, этнографическими, социальными,
экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о

взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и
общества в целом. Содержание основного общего образования по
географии отражает комплексный подход к изучению географической
среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных
территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета
«География» включает темы, посвященные актуальной геополитической
ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у
обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование,
проводить исследования, анализировать полученные результаты,
представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение, моделирование), освоения практического применения научных
знаний основано на межпредметных связях с предметами:«Физика»,
«Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Учебный предмет «География» представлен курсами география Земли (5-7
кл.) и география России (8-9 кл.)
«География. Введение в географию» в линии УМК «География. 5–9
классы» под ред. Е. М. Домогацких издательства «Русское слово»,
является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной
школе.
Основными целями курса являются:
знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с
древнейшим изобретением человечества — географической картой, с
взаимодействием природы и человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов —
географией, формирование интереса к нему;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир,
понимать язык живой природы.
Курс «География Земли (Материки и океаны). 7 класс» — это третий
по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем

страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой
составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и
культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Основными целями курса являются:
раскрытие закономерностей землеведческого характера, для того чтобы
школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной
деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений.
Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения
к природе, международного сотрудничества в решении проблем
окружающей среды;
создание у учащихся целостного представления о Земле как планете
людей;
раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со
странами и народами;
формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений
страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей
эпохи.
Основные задачи курса:
формирование системы географических знаний как составной части
научной картины мира;
расширение и конкретизация представлений о пространственной
неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее
дифференциации - от планетарного до локального;
познание сущности и динамики основных природных, экологических,
социально-экономических и других процессов, происходящих в
географической среде;
создание образных представлений о крупных регионах материков и
странах с выделением особенностей их природы, природных богатств,
использовании их населением в хозяйственной деятельности;
развитие понимания закономерностей размещения населения и
территориальной организации хозяйства в связи с природными,
социально-экономическими факторами;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и
общества, значения охраны окружающей среды и рационального
природопользования;

воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить
вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе
мышления», понимать людей другой культуры;
раскрытие на основе историко-географического подхода изменения
политической карты, практики природопользования, процесса нарастания
экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
формирование эмоционально-ценностного отношения к географической
среде и экологически целесообразного поведения в ней;
развитие картографической грамотности посредством работы с картами
разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов,
отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения
географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развитие практических географических умений извлекать информацию из
различных источников знаний, составлять по ним комплексные
страноведческие описания и характеристики территории;
выработка понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной
области будущей практической деятельности.
Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в
системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение
географии в основной школе, что определяет его особую роль в
формировании комплексных социально ориентированных знаний,
мировоззрения, личностных качеств школьников.
Основными целями курса являются:
формирование целостного представления об особенностях природы,
населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и
культуре Родины и населяющих ее народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом
общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе
и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны,
представления о России как целостном географическом регионе и
одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной
территории с уникальными природными условиями и ресурсами,
многообразными традициями населяющих ее народов;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной
жизни информацию из различных источников - карт, учебников,
статистических данных, Интернет-ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате
деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране
природы;
создание образа своего родного края.
Перечень методов организации учебной деятельности
В процессе реализации программы осуществляется системнодеятельностный подход в условиях личностно ориентированного
обучения.
С этой целью организуется самостоятельная познавательная, поисковая и
творческая деятельность обучающихся с различными источниками
географиче-ской информации, с привлечением литературных
произведений, электронных пособий и материалов Интернет о природных,
социально-экономических явлениях и процессах.
Планируется проведение различных типов уроков по дидактической цели,
практикумов, ролевых игр, экскурсий и др. организационных форм
обучения. Исходя из требований к результатам обучения определяется
содержание фрагментов уроков с целью контроля по каждой крупной теме
курса и итоговый контрольный урок в заключение изучения курса
географии в каждом классе. Для этого используются различные методы и
приемы разноуровневого контроля знаний, умений и способов
деятельности учащихся.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число
учебных часов за пять лет обучения — 272, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в
5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу
географии на ступени основного общего образования предшествует курс
«Окружающий мир», включающий определенные географические

сведения. По отношению к курсу географии данный курс является
пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является
базой для изучения общих географических закономерностей, теорий,
законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в
основной школе представляет собой базовое звено в системе
непрерывного географического образования и является основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения предмета:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия
в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения предмета:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как
система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является
овладение обучающимися основами читательской компетенции,
приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к

трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании
образа «потребного будущего».
При изучении учебного предмета «Информатика» обучающиеся
усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с
информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в
том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения учебного предмета «География» обучающиеся
приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной
работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного
замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные
стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределённости. Они получат возможность развить способность к
разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных
решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные,
коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Таким образом, в качестве планируемых
метапредметных результатов возможен, но не ограничивается
следующим, список того, что обучающийся сможет:

o

анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты;

o

идентифицировать собственные проблемы и определять
главную проблему;

o

выдвигать версии решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный результат;

o

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы
и существующих возможностей;

o

формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности;

o

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.

1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
o

определять действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей, составлять алгоритм действий в
соответствии с учебной и познавательной задачей;

o

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;

o

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

o

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);

o

выбирать из предложенных и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

o

составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);

o

определять потенциальные затруднения при решении учебной
и познавательной задачи и находить средства для их
устранения;

o

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим
людям в виде технологии решения практических задач
определенного класса;

o

планировать и корректировать свою индивидуальную
образовательную траекторию.

1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
o

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;

o

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)
критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;

o

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;

o

оценивать свою деятельность, аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;

o

находить достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии
планируемого результата;

o

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для
получения запланированных характеристик
продукта/результата;

o

устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности, по
завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;

o

сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.

1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

o

определять критерии правильности (корректности)
выполнения учебной задачи;

o

анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;

o

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая
результат и способы действий;

o

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с
целью деятельности;

o

обосновывать достижимость цели выбранным способом на
основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов;

o

фиксировать и анализировать динамику собственных
образовательных результатов.

1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
o

наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;

o

соотносить реальные и планируемые результаты
индивидуальной образовательной деятельности и делать
выводы;

o

принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;

o

самостоятельно определять причины своего успеха или
неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

o

ретроспективно определять, какие действия по решению
учебной задачи или параметры этих действий привели к
получению имеющегося продукта учебной деятельности;

o

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта
успокоения (устранения эмоциональной напряженности),
эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической
реактивности).

Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:
o

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову,
определяющие его признаки и свойства (под-идеи);

o

выстраивать логическую цепь ключевого слова и
соподчиненных ему слов;

o

выделять признак двух или нескольких предметов или явлений
и объяснять их сходство;

o

объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;

o

выделять явление из общего ряда других явлений;

o

определять обстоятельства, которые предшествовали
возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;

o

строить рассуждение от общих закономерностей к частным
явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

o

строить рассуждение на основе сравнения предметов и
явлений, выделяя при этом общие признаки;

o

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в
контексте решаемой задачи;

o

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;

o

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;

o

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые
в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной
точки зрения);

o

выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные причины/наиболее вероятные причины,
возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно- следственный анализ;

o

делать вывод на основе критического анализа разных точек
зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.

1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
o

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

o

определять логические связи между предметами и/или
явлениями, обозначать данные логические связи с помощью
знаков в схеме;

o

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или
явления;

o

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа
решения задачи;

o

создавать вербальные, вещественные и информационные
модели с выделением существенных характеристик объекта
для определения способа решения задачи в соответствии с
ситуацией;

o

преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;

o

переводить сложную по составу (многоаспектную)
информацию из графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое, и наоборот;

o

строить схему, алгоритм действия, исправлять или
восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;

o

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

o

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев
оценки продукта/результата.

1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
o

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);

o

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный
смысл текста, структурировать текст;

o

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий,
явлений, процессов;

o

резюмировать главную идею текста;

o

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);

o

критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
o

определять возможные роли в совместной деятельности;

o

играть определенную роль в совместной деятельности;

o

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

o

определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной
коммуникации;

o

строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;

o

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения,
в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);

o

критически относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;

o

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

o

выделять общую точку зрения в дискуссии;

o

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;

o

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т. д.);

o

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.

1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью. Обучающийся сможет:
o

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней
отбирать речевые средства;

o

отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой
группе и т. д.);

o

представлять в устной или письменной форме развернутый
план собственной деятельности;

o

соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

o

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и
запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

o

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;

o

создавать письменные «клишированные» и оригинальные
тексты с использованием необходимых речевых средств;

o

использовать вербальные средства (средства логической
связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

o

использовать невербальные средства или наглядные
материалы, подготовленные/отобранные под руководством
учителя;

o

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного
контакта и обосновывать его.

1. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции). Обучающийся сможет:
o

целенаправленно искать и использовать информационные
ресурсы, необходимые для решения учебных и практических
задач с помощью средств ИКТ;

o

выбирать, строить и использовать адекватную
информационную модель для передачи своих мыслей
средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;

o

выделять информационный аспект задачи, оперировать
данными, использовать модель решения задачи;

o

использовать компьютерные технологии (включая выбор
адекватных задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том
числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;

o

использовать информацию с учетом этических и правовых
норм;

o

создавать информационные ресурсы разного типа и для
разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.

12. Развитая мотивация к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
o

определять необходимые ключевые поисковые слова и
запросы;

o

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;

o

формировать множественную выборку из поисковых
источников для объективизации результатов поиска;

o

соотносить полученные результаты поиска со своей
деятельностью.

Предметные результаты освоения предмета:
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины
мира, их необходимости для решения современных практических задач
человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей
среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования
территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических
знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения,
особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных
странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том
числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей,
ведущей к возникновению и развитию или решению экологических
проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков
безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей
среде.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс (68 ч., 2 ч. в неделю)
Освоение Земли человеком (2 ч.).
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы
географических исследований и источники географической информации.
Разнообразие современных карт.
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.
(А.Макензи, В.Атласов и Л.Морозко, С.Ремезов,
В.М. Головнин, Ф.П.Литке, С.О.Макаров, М.В. Ломоносов, А.Гумбольдт,
Э.Бонплан, Г.И.Лангсдорф и Н.Г.Рубцов, Д.Ливингстон, В.В.
Юнкер, Е.П.Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле
«Челленджер», Ф.Нансен, Р.Амундсен, Р.Скотт, Р. Пири и Ф.Кук).

Главные закономерности природы Земли (17 ч.).
Литосфера и рельеф Земли (5 ч.). История Земли как планеты.
Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры.
Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа
Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли (4 ч.). Распределение температуры,
осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на
климатических картах. Разнообразие климата на
Земле. Климатообразующие факторы, климатические пояса.
Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и
переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий
на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности
людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в
зависимости от географической широты.
Мировой океан – основная часть гидросферы (4 ч.). Мировой океан и
его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения.
Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы
океана и его отличительные особенности. Атлантический океан.
Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его

отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты
природы океана и его отличительные особенности.
Практические работы:
1. Описание основных компонентов природы океанов Земли

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения
географической оболочки. Общие географические закономерности
целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая
зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в
природе материков). Высотная поясность.
Практические работы:
1. Описание природных зон Земли

Человечество на Земле (2 ч.)
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты
Страны на карте мира.
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП
ООО по географии:
Выпускник научится:
•

объяснять расовые отличия разных народов мира.

Характеристика материков Земли (47 ч.)
Южные материки (27 ч.). Особенности южных материков Земли.
Африка (9 ч.). Географическое положение Африки и история
исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды.
Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для
жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин
природного разнообразия материка. Население Африки, политическая
карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового
климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций,
современный район добычи нефти и газа).

Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и
непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных ,эксплуатация
местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов,
национальных парков, центр происхождения культурных растений и
древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и
пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной
континента (ЮАР)).
Практические работы:
1. Создание презентационных материалов о материке на основе различных
источников информации.
2. Определение по картам основных видов деятельности населения стран
Южной Африки.
3. Обозначение и надписывание на контурной карте названий
географических объектов Африки

Австралия и Океания (6 ч.). Географическое положение, история
исследования, особенности природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум–страна-материк; самый
маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира;
выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского
города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий,
слабосвязанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны
основывается на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире
скопление островов; специфические особенности трех островных групп:
Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и
меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими
жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и
«многочисленные острова»).
Южная Америка (9 ч.). Географическое положение, история
исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние
воды. Южная Америка– самый влажный материк. Природные зоны.
Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население
Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на

жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка
(особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида (3 ч.). Антарктида – уникальный материк на Земле(самый
холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими
оазисами).Освоение человеком Антарктиды. Цели международных
исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и
разработки в Антарктиде.
Северные материки (20 ч.). Особенности северных материков Земли.
Северная Америка (9 ч.). Географическое положение, история открытия
и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и
полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны.
Меридиональное расположение природных зон на территории Северной
Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека.
Эндемики. Особенности природы материка. Особенности
населения(коренное население и потомки переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США
– как одной из ведущих стран современного мира.
Евразия (11 ч.). Географическое положение, история исследования
материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические
особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность
людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное
оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и
культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и
хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона,
высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой
экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона,
благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья,
сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые
европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона,
влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную
деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических
культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое
масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности
(одежды, обуви)).

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения
региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура
региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность
природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей(наличие
пустынь, оазисов, нефти и газа),горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории,
имеющей различные природные условия, на население (его
неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие,
сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения),
образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого,
глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии
и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение
религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм,
католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей
(концентрация населении в плодородных речных долинах), население
(большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение
сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр
возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых
«бедных и голодных территорий мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в
развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из
самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг
мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне
жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в
Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух
мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).
Практические работы:
1. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
2. Комплексная характеристика одной из стран Евразии
Темы проектных работ
1. Создание устного журнала «Отображение особенностей природы в
фольклоре народов мира».
2. Создание презентации «Миграции населения в прошлом и настоящем».
3. Исследование «Грозит ли Земле перенаселение?».

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП
ООО по географии:
Выпускник научится:
•

выделять в записках путешественников географические особенности
территории

•

описывать по карте положение и взаиморасположение
географических объектов;

• различать географические процессы и явления, определяющие
особенности природы и населения материков и океанов, отдельных
регионов и стран;
• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и
населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных
стран; адаптации человека к разным природным условиям;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
• различать (распознавать, приводить примеры) изученные
демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
• использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач;

Выпускник получит возможность научиться:
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как
источниками географической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся
путешественниках, о современных исследованиях Земли;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства
отдельных территорий в связи с природными и социальноэкономическими факторами;

Взаимодействие природы и общества (2 ч.)
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и
деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных
материках. Необходимость международного сотрудничества в
использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной
деятельности на современном этапе (Международный союз охраны
природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКОи
др.).
Практические работы:

1. Прогнозирование перспективных путей рационального
природопользования
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП
ООО по географии:
Выпускник научится:
•

использовать знания о географических законах и закономерностях, о
взаимосвязях между изученными географическими объектами,
процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий
протекания и различий;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и
компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
Выпускник получит возможность научиться:
•

составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о
связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;
o

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах
происходящих глобальных изменений климата;

оценивать положительные и негативные последствия глобальных
изменений климата для отдельных регионов и стран

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (136 ч.)
8 класс (68 ч., 2 ч. в неделю)

Территория России на карте мира (7 ч.)
Характеристика географического положения России. Водные
пространства, омывающие территорию России. Государственные границы
территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны
России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и заселения территории России в XI–XVI вв. История
освоения и заселения территории России в XVII–XVIII вв. История
освоения и заселения территории России в XIX–XXI вв.
Практические работы:
1. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в
России.
2. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей
географического положения России.
3. Решение задач на определение разницы во времени различных
территорий России.
Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в
развитии страны?»
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО
по географии:
Выпускник научится:
•

различать принципы выделения и устанавливать соотношения
между государственной территорией и исключительной
экономической зоной России;

•

оценивать воздействие географического положения России и ее
отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;

•

использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем
времени для решения практико-ориентированных задач по
определению различий в поясном времени территорий в контексте
реальной жизни;

Выпускник получит возможность научиться:
•

оценивать возможные в будущем изменения географического
положения России, обусловленные мировыми геодемографическими,
геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также
развитием глобальной коммуникационной системы;

•

давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во
времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

Общая характеристика природы России (24 ч.)
Рельеф и полезные ископаемые России (5 ч.). Геологическое строение
территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение
территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с
тектоническими структурами. Факторы образования современного
рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на
территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба.
Построение профиля рельефа.
Климат России (7 ч.). Характерные особенности климата России и
климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных
масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт).
Закономерности распределения основных элементов климата на
территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин
суммарной солнечной радиации на разных территориях России.
Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат.
Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и
прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с
климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами.
Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России (7 ч.). Разнообразие внутренних вод России.
Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера.
Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота,
ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни
человека.
Почвы России (3 ч.). Образование почв и их разнообразие на территории
России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения
почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального
использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России (2 ч.). Разнообразие
растительного и животного мира России. Охрана растительного и
животного мира. Биологические ресурсы России.
Практические работы:
1. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы
рельефа, полезных ископаемых на территории России.
2. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов
рельефа России.

3. Определение закономерностей распределения солнечной радиации,
радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних
температур января и июля на территории России.
4. Распределение количества осадков на территории России, работа с
климатограммами.
5. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов
гидрографии России.
Темы проектных работ:
Создание презентации «Открытие и освоение территории России».
Исследование «Оправдан ли сезонный перевод часов?».
Создание наглядного пособия «Ледниковые формы рельефа в России».
Исследование «Грозит ли России потепление?».
Создание карты «Мелиорация земель в России».
Составление карты «Природные уникумы России».
Создание презентации «Памятники всемирного наследия России».
Составление экологической карты своего края.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП
ООО по географии:
Выпускник научится:
•

различать географические процессы и явления, определяющие
особенности природы России.

Природно-территориальные комплексы России (32 ч.)
Природное районирование (4 ч.). Природно-территориальные комплексы
(ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное
районирование территории России. Природные зоны России. Зона
арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России:
тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и
полупустыни. Высотная поясность.

Крупные природные комплексы России (28 ч.). Русская равнина (одна
из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие
рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на
увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными
ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов;
полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным
долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах,
транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями;
центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между
бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование
которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легко
размываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка
лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и
минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и
жизнь людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей,
ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова,
особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности
климата; природные отличия территории полуострова; уникальность
природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой
страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная
поясность; природные отличия территории; уникальность природы
Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего
горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата
на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и
широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на
юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности
природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.

Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота
рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от
зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение,
влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе
природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального
использования и экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения,
развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо
выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко
континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых
и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа
(котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные
низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера;
влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный
рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности
формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения,
геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды,
характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы.
Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного
наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути
решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание
горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата
на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение
равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история
исследования, особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение,
история исследования, особенности природы).
География своей местности (5 ч.)
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические
особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и
водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных

комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические
проблемы и пути их решения.
Практические работы:
1. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере
одного из природных регионов.
2. Создание презентационных материалов о природе России на основе
различных источников информации.
Творческие работы:
Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам
природы; по национальным паркам; по рекам и озерам.
Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа.
Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала:
Северному, Среднему, Южному
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО
по географии:

Выпускник научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие
особенности природы отдельных регионов России;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;
• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и
общества в пределах отдельных территорий России для решения
практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
Выпускник получит возможность научиться:
• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов;
• наносить на контурные карты основные формы рельефа;
• давать характеристику климата своей области (края, республики);

• показывать на карте артезианские бассейны и области
распространения многолетней мерзлоты;
9 класс (68 ч., 2 ч. в неделю)
Россия на карте. Природа и человек (6 ч.)
Формирование территории России. Исторические города России. Время
образования городов как отражение территориальных изменений.
Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения
территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых
Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России:
огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана,
большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического
положения страны. Политико-географическое положение России. Распад
СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического
положения страны. Административно-территориальное деление России и
его эволюция. Россия — федеративное
государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные
образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономикогеографическое районирование. Принципы районирования: однородность
и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического
районирования. Отрасли специализации.
Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы,
регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека
к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь
небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации.
Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность
природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы.
Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию
территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их
размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни.
Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье.
Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы.
Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного
наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения.
Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на
природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические
проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Практические работы:

1. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов,
экономических районов и федеральных округов РФ
Выпускник научится:
• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной
России;
• оценивать воздействие географического положения России и ее
отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения
Выпускник получит возможность научиться:
• приводить примеры, показывающие роль географической науки в
решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества;
•

оценивать возможные в будущем изменения географического
положения России, обусловленные мировыми геодемографическими,
геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также
развитием глобальной коммуникационной системы;

•

давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во
времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

Население России (8 ч).
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды.
Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности,
естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика
половозрастной структуры населения России. Миграции населения в
России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав
населения России. Разнообразие этнического состава населения России.
Религии народов России. Географические особенности размещения
населения России. Городское и сельское население. Расселение и
урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их
классификация.
Практические работы:
1. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм,
графиков, схем, карт и статистических материалов для определения
особенностей географии населения России.

2. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного
прироста населения в разных частях России.
3. Определение величины миграционного прироста населения в разных
частях России.
4. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.

География своей местности (2 ч.)
Особенности населения своего региона.
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП
ООО по географии:
Выпускник научится:
•

различать (распознавать, приводить примеры) демографические
процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие
динамику населения России, половозрастную структуру,
особенности размещения населения по территории страны,
географические различия в уровне занятости, качестве и уровне
жизни населения;

•

использовать знания о естественном и механическом движении
населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах,
городском и сельском населении, этническом и религиозном составе
населения России для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;

•

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней
продолжительности жизни, качества населения России с мировыми
показателями и показателями других стран;

•

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в
ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех
или иных демографических и социальных процессов или
закономерностей;

Выпускник получит возможность научиться:
•

выдвигать и обосновывать на основе статистических данных
гипотезы об изменении численности населения России, его
половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

•

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

•

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами
отдельных регионов России

Хозяйство России (24 ч.)
Общая характеристика хозяйства (3 ч.). Географическое
районирование. Экономическая и социальная география в жизни
современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура
хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития
экономики России. Географическое районирование. Административнотерриториальное устройство Российской Федерации.
Практические работы:
1. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов,
экономических районов и федеральных округов РФ
Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 ч.). Сельское
хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство.
Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География
животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и
легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные
места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливноэнергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная
промышленность. Нефтяная и газовая промышленность.
Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения
электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития.
Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности
размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли.
Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи
с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые
особенности военно-промышленного комплекса. Химическая
промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения.
Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для
хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса.
Информационная инфраструктура. Информация и общество в
современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера
обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное
(географическое) разделение труда.
Хозяйство своей местности (5 ч.).
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства своего региона. Особенности

территориальной структуры хозяйства, специализация района.
География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП
ООО по географии:
Выпускник научится:
•

различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую;
функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

•

использовать знания о факторах размещения хозяйства и
особенностях размещения отраслей экономики России для
объяснения особенностей отраслевой, функциональной и
территориальной структуры хозяйства России на основе анализа
факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных
предприятий по территории страны;

•

приводить примеры современных видов связи, применять
современные виды связи для решения учебных и практических задач
по географии.

Районы России (24 ч.)
Европейская часть России (16 ч.) Центральная Россия: особенности
формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
особенности населения, географический фактор в расселении, народные
промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство
Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших
отраслей хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные
центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской
Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География
важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших
отраслей хозяйства.

Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное
хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное
значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население
и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей
хозяйства.
Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация. География
важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация.
География важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География
важнейших отраслей хозяйства.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ: «ХОЗЯЙСТВО ЕВРОПЕЙСКОЙ
ЧАСТИ РОССИИ» - 1 ч.

Азиатская часть России (6 ч.)

Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения,
особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в
социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей
хозяйства.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ: «ХОЗЯЙСТВО АЗИАТСКОЙ
ЧАСТИ РОССИИ» - 1 ч.
Практические работы:
1. Сравнение двух и более экономических районов России по заданным
характеристикам.
2. Создание презентационных материалов об экономических районах
России на основе различных источников информации.
Темы проектных работ
Составление карты «Строящиеся промышленные объекты России».
Исследование «Влияние промышленного (сельскохозяйственного)
предприятия моего населённого пункта на окружающую среду и здоровье
населения».
Составление карты «Рекреационное хозяйство моей местности».
Составление карты «Дорога, необходимая моему субъекту Федерации».
Создание фотовыставки «Портрет одного из районов России, отражающий
особенности его природы, населения, хозяйства».
Создание презентации «Районы России глазами художников, писателей,
кинематографистов».

Исследование «Российские товары в магазинах моего населенного
пункта».
Составление карты «Межрайонный обмен продуктами».
Создание презентации «Повышение туристической привлекательности
моего города».
Создание презентации «Российский город XXI века».
Составление карты «Народные промыслы России».

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП
ООО по географии:
Выпускник научится:
•

объяснять и сравнивать особенности природы, населения и
хозяйства отдельных регионов России;

•

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
регионов России;

Выпускник получит возможность научиться:
•

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников
информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной
структуры хозяйства страны;

•

обосновывать возможные пути решения проблем развития
хозяйства России.

Россия в мире (4 ч.)
Россия в современном мире (место России в мире по уровню
экономического развития, участие в экономических и политических
организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные
внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и
импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны
СНГ.
Практические работы:
1. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих
экономические, политические и культурные взаимосвязи России с
другими государствами.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП
ООО по географии:
Выпускник научится:
•

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней
продолжительности жизни, качества населения России с мировыми
показателями и показателями других стран;

•

оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

•

выбирать источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные
решаемым задачам;

•

ориентироваться в источниках географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и
извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать
качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания и
другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую
и/или противоречивую географическую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;

•

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных
задач;

•

использовать различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление
географических зависимостей и закономерностей на основе
результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и
интерпретации географической информации объяснение
географических явлений и процессов (их свойств, условий
протекания и географических различий); расчет количественных
показателей, характеризующих географические объекты, явления и
процессы; составление простейших географических прогнозов;

принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или
оценке географической информации;

Выпускник получит возможность научиться:
•

моделировать географические объекты и явления;

•

приводить примеры, показывающие роль географической науки в
решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества; примеры практического использования
географических знаний в различных областях деятельности;

•

воспринимать и критически оценивать информацию
географического содержания в научно-популярной литературе и
средствах массовой информации;

•

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства
отдельных территорий в связи с природными и социальноэкономическими факторами;

•

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в
мировой экономике;

•

объяснять возможности России в решении современных глобальных
проблем человечества;

•

оценивать социально-экономическое положение и перспективы
развития России.


Наверх

уч.план 5-6 кл.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».