География 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Башкортостан
Администрация МР Гафурийского района Республики
Башкортостан
МОБУ СОШ с. Зилим-Караново

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР

УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора

Шаяхметова М.С.
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

Рахматуллина Г.Д.
приказ 120
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся 11 классов
учитель Сагитова Г.Р.

Зилим-Караново 2023

Пояснительная записка
Цели и задачи курса.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на
формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также
решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач
социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в
себе элементы общей географии и комплексного географического
страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о
географической картине мира, которые опираются на понимание
географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и
размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных
явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано
сформировать у учащихся целостное представление о современном
мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников
познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
•

освоение системы географических знаний о целостном,
многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи
природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях,
географических аспектах глобальных проблем человечества и путях
их решения; методах изучения географического пространства,
разнообразии его объектов и процессов;

•

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и
локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических и геоэкологических процессов и явлений;

•

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей
посредством
ознакомления
с
важнейшими
географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и
крупнейших стран;

•

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам
и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

•

использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации.

Данная рабочая программа составлена на основании:
• стандарта основного общего образования по географии
(базовый уровень) 2004 г.
• программы для общеобразовательных учреждений. География
6-11 классы М., «Дрофа», 2010 г.
• примерные программы по учебным предметам. География. 6-9
классы: проект М., «Просвещение», 2010 г.
Были использованы также авторские методические рекомендации к
учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география
мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством
образования РФ в качестве методических рекомендаций по
использованию учебника для 10 класса при организации изучения
предмета на базовом уровне).
Рабочая
программа
конкретизирует
содержание
блоков
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по
крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Место предмета в учебном плане ОУ.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68
часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков - 2 ч., практических работ - 5 ч.;
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод
обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие
личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения,
направленный на включение внутренних механизмов личностного
развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в
информировании, просвещении учащихся и организации их
репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных,
так и специальных (предметных) знаний.
- формирования учебной деятельности школьников, которая
направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных
задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые
решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам,

проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с
помощью тестов.
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и
прогнозировать положительные и отрицательные изменения
природных объектов под воздействием человека:
- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на
условные группы с учётом типологических особенностей школьников.
При формировании групп учитываются личностное отношение
школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к
изучению предмета, к личности учителя;
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат
при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и
учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий
игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры,
обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной
ситуации, спланированы способы оценки результатов;
- технология проблемного подхода.
Также при реализации программы использовали и традиционные
технологии, такие как технология формирования приёмов учебной
работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов
описаний и характеристики объектов.
При реализации программы используются практически все методы
организации

учебно-познавательной
деятельности,
классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности
школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
метод
проблемного
изложения,
частично-поисковый);по
источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по
логике раскрытия учебного материала (индуктивные и
дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся;
обобщающая беседа по пройденному материалу, практические
работы, работа с кластерами, ментальными картами, тестирование,
фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный
опрос), дискуссии, проектная работа, составление презентаций,
публикаций.
Формы работы с учащимися: комбинированный урок, урок-экскурсия,
урок - беседа, урок - путешествие,
урок - суд, урок - практикум, урок презентация, «круглый стол», обобщающий урок и др.
В процессе реализации программы формируются также ключевые

компетенции:
• • Ценностно-смысловые компетенции - компетенции в сфере
мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его
способностью
видеть
и
понимать
окружающий
мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение,
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий
и поступков, принимать решения. Данные компетенции
обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях
учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная
образовательная
траектория
ученика
и
программа
его
жизнедеятельности в целом.
• • Общекультурные компетенции - круг вопросов, по отношению к
которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать
познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной
и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы
жизни
человека
и
человечества,
отдельных
народов,
культурологические основы семейных, социальных, общественных
явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их
влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой
сфере, например, владение эффективными способами организации
свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником
научной картины мира, расширяющейся до культурологического и
всечеловеческого понимания мира.
• • Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность
компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
включающей
элементы
логической,
методологической,
общеучебной
деятельности,
соотнесенной
с
реальными
познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения
организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к
изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками
продуктивной деятельности:
добыванием
знаний непосредственно из реальности, владением приемами
действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами
решения проблем. В рамках данных компетенций определяются
требования соответствующей функциональной грамотности: умение
отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками,
использование вероятностных, статистических и иных методов
познания.
• • Информационные компетенции. При помощи реальных объектов
(телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем,

копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись,
электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и
передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки
деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся
в учебных предметах и образовательных областях, а также в
окружающем мире.
• • Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых
языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными
людьми и событиями, навыки работы в группе, владение
различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен
уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать
вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в
учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное
количество реальных объектов коммуникации и способов работы с
ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого
изучаемого предмета или образовательной области.
• • Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и
опытом
в
сфере
гражданско-общественной
деятельности
(выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя,
представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя,
покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений
и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области
профессионального самоопределения. Сюда входят, например,
умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в
соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой
трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает
минимально необходимыми для жизни в современном обществе
навыками социальной активности и функциональной грамотности.
• • Компетенции личностного самосовершенствования направлены на
освоение способов физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам
ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных
интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном
самопознании, развитии необходимых современному человеку
личностных качеств, формировании психологической грамотности,
культуры мышления и поведения. К данным компетенциям
относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье,
половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же
входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной
жизнедеятельности личности.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
•

- умение
извлекать учебную информацию
на основе
сопоставительного анализа рисунка, географических карт, схем,
умение работать с географическими справочниками и словарями в
поиске необходимых знаний;
• - сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или
нескольким предложенным основаниям; творческое решение
учебных и практических задач, комбинирование известных
алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих
стандартов применение одного из них;
• - владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в
речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать
содержание прослушанного текста в сжатом и ли развернутом виде
в соответствии с целью учебного задания;
• - владение умениями совместной деятельности, объективное
оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива,
владения навыками контроля и оценки своей деятельности
Формы текущего и итогового контроля
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как
самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование,
самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, презентации,
проекты.
Требования к обязательному уровню подготовки учащихся
➢
➢
➢
➢
➢
➢

анализировать и обобщать факты, формулировать выводы
пересказывать содержание текста учебника, давать оценку
высказывать своё мнение, аргументировать,
обобщать и делать выводы
правильно объяснять и применять географические термины
давать устный отзыв на ответы учащихся

Используемый учебник:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.
Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2014 г.

Основное содержание тем учебного курса географии 11 класс (34
часов)
Тема 1.Зарубежная Европа (6 ч)
Общая характеристика Зарубежной Европы.
Географический рисунок расселения и хозяйства.
Субрегионы и страны Зарубежной Европы.
Требования к уровню подготовки:
уметь работать со справочным аппаратом книги и атласом;
раскрывать на примерах основные понятия темы; высказывать свое
мнение, отстаивать его.
Перечень контрольных мероприятий
Схемы, вопросы. Задания с кратким ответом. Работа с
иллюстрациями. Развернутые ответы. Тесты. Зачеты .Оформление
контурных карт. Практические работы.
Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия. (8 ч)
Общая характеристика Зарубежной Азии.
Китай. Япония. Индия. Австралия.
Требования к уровню подготовки:
уметь работать со справочным аппаратом книги и тематическими
картами;
раскрывать на примерах основные понятия темы; высказывать свое
мнение, отстаивать его.
Перечень контрольных мероприятий
Схемы, вопросы. Задания с кратким ответом. Работа с
иллюстрациями. Развернутые ответы. Тесты. Зачеты. Практические
работы. Презентации.
Тема 3.Африка. (4 часа)
Общая характеристика Африки.
Субрегионы Северной и тропической Африки.
Требования к уровню подготовки:
уметь работать со справочным аппаратом книги и тематическими
картами;
раскрывать на примерах основные понятия темы; высказывать свое

мнение, отстаивать его.
Перечень контрольных мероприятий
Таблицы, вопросы. Задания с кратким ответом. Работа с
иллюстрациями. Развернутые ответы. Тесты. Зачет.
Тема 4. Северная Америка. (6 часов)
Общая характеристика Соединённых Штатов Америки.
Макрорегионы США. Канада.
Требования к уровню подготовки:
уметь работать со справочным аппаратом книги; раскрывать на
примерах основные понятия темы; высказывать свое мнение,
отстаивать его.
Перечень контрольных мероприятий
Схемы, вопросы, таблицы. Задания с кратким ответом. Работа с
иллюстрациями. Развернутые ответы. Тесты. Зачет.
Тема 5. Латинская Америка. (4 ч.)
Общая характеристика Латинской Америки.
Бразилия.
Требования к уровню подготовки: уметь
работать со справочным аппаратом книги;
раскрывать на примерах основные понятия
темы; высказывать свое мнение, отстаивать
его.
Перечень контрольных мероприятий
Схемы, вопросы. Задания с кратким ответом. Работа с
иллюстрациями. Развернутые ответы. Тесты. Зачет.
Тема 6. Глобальные проблемы человечества. (5 ч.)
Г лобальные проблемы человечества: экологические, демографические,
мира и разоружения, продовольственная.
Энергетическая; мирного освоения космоса.
Глобальные прогнозы, проекты и гипотезы
Стратегия устойчивого мира
Требования к уровню подготовки:
уметь работать со справочным аппаратом книги;
раскрывать на примерах основные понятия темы;
высказывать свое мнение, отстаивать его.

Перечень контрольных мероприятий
Схемы, вопросы. Задания с кратким ответом. Работа с
иллюстрациями. Развернутые ответы. Зачет. Разработка пректа.
Резерв учебного времени — 2 ч.
Название темы

Учебно-тематический план.
Количество часов по рабочей программе

Зарубежная Европа
Зарубежная Азия. Австралия.
Африка.
Северная Америка.
Латинская Америка.
Глобальные проблемы человечества.
Резерв
Всего

6
8
4
6
4
5
2
35 часов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
1. Основные географические понятия и термины; традиционные и
новые методы географических исследований;
2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов,
их главные местонахождения и территориальные сочетания; численность
и динамику населения мира, этногеографическую специфику; различия в
уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;
проблемы современной урбанизации;
3. Географические аспекты отраслевой и территориальной
структуры хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую
специфику отдельных регионов, их различия по уровню социальноэкономического развития, специализации в системе географического
разделения труда; географические аспекты глобальных проблем
человечества;
4. Особенности
современного
геополитического
и
геоэкономического положения стран мира, их роль в международном
географическом разделении труда;
уметь
1. Определять и сравнивать по разным источникам информации
географические
тенденции
развития
природных,
социальноэкономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных

территорий, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и производства, степень
природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
3. Применять
разнообразные
источники
географической
информации для проведения наблюдений за природными, социальноэкономическими и геоэкологическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
4. Составлять комплексную географическую характеристику
регионов мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
модели, отражающие географические закономерности различных явлений
и процессов, их территориальные взаимодействия;
5. Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
1. Выявления и объяснения географических аспектов различных
текущих событий и ситуаций;
2. Нахождения и применения географической информации, включая
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социальноэкономических событий международной жизни, геополитической и
геоэкономической ситуации в России.
3. Понимания географической специфики крупных регионов,
стремительного развития туризма и отдыха, деловых и образовательных
программ, различных видов человеческого общения.
Учебно-методический комплекс.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.
Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к
учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2009 г.
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной
географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2005 г.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с
комплектом контурных карт, М. «Просвещение»


Наверх

уч.план 5-6 кл.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».