рабочая программа по биологии 11 класс 3 часа в неделю

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Зилим-Караново

Согласовано
Зам.директора по УР
__________________

Утверждаю:
Приказ № 120
От 29.08.2023

М. С. Шаяхметова
Директор _____
Г. Д. Рахматуллина

Рабочая программа

по биологии

_____11______
класс
на 2022-2023 учебные годы

Составитель :Каримова А.А.
учитель химии и биологии
Педагогический стаж:7 г.

Зилим – Караново 2023
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 11 профильных классов составлена на основе авторской
программы В.В.Пасечника с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом
примерной программы по биологии и стандарта среднего (полного) общего образования по
биологии. В содержание авторской программы внесены изменения, которые отражены в таблице
тематического распределения часов, что обеспечит формирование знаний и умений по биологии на
профильном уровне. Так как 2023-2024 учебный год составляет 35 недель, рабочая программа по
биологии для 11 класса составлена на 105 часов.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне
направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной
организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических
закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора
содержания на профильном уровне составляет концентрический подход, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения
образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления
биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования
содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие
системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация
и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как
наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны
с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке
программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны
межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих
биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство
общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей
профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и
горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими
курсами - физики, химии, географии.
Цель и задачи курса:
Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их
индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии
экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные:
• освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и
принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении,
многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз,
биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в
биологической науке;
• ознакомление
с методами познания природы: исследовательскими методами
биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами
самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение,
эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов;
взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
• овладение умениями:
самостоятельно находить, анализировать и использовать
биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и
экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по
2

•

•

•

отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры
профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения
безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области
биологии;
Развивающие:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в
биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического
исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач,
моделирования биологических объектов и процессов; изучения выдающихся достижений
биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей
развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о
сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками
информации;
Воспитательные:
• воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности
жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального
природопользования; необходимости бережного отношения к природной среде,
собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических
проблем;
• приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил
поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем,
биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики
заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и
умений в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория
наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и
направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных
растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного
наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости;
зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного
наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических
основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет,
сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом,
женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и
многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в
клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз,
мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение,
оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие
организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов,
отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора,
географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции
на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
3

•

современную биологическую терминологию и символику;
уметь
•
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и
правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих
рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и
хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем,
необходимости сохранения многообразия видов;
•
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций
органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций
фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
•
решать задачи разной сложности по биологии;
•
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети);
•
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по
морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и
описывать микропрепараты;
•
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у
растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов),
абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме,
источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своего региона;
•
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
•
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных;
пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и
половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных;
внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и
естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и
направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
•
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические
аспекты современных исследований в биологической науке;
•
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
•
грамотного оформления результатов биологических исследований;
•
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики
распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
•
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
•
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в
природной среде;
•
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение).
Практическая
деятельность (какие
виды
деятельности предусмотрены для
практической направленности). Для приобретения практических навыков и повышения уровня
4

знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, конференции,
деловые игры, встречи с интересными людьми, семинары, изучение нового материала, уроки
обобщения знаний, предусмотренные программой.
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: технология проблемного
обучения
Цель: повышение интереса к предмету, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Задачи:
1. Совершенствование форм и методов обучения.
2. Провести диагностику обучающихся на владение учебно-организационными умениями.
3. Применение элементов развивающего обучения с целью развития интеллектуальных умений и
навыков.
4. Обучить приемам работы с техническими средствами, дополнительной литературой, картами,
таблицами.
5. Контроль влияния технологии обучения на качество знаний.
Результат:
1.Технология должна способствовать формированию личности, полностью работающей
самостоятельно.
2. Повышение качества обучения до 80 %.
3.Повышение качества обучения у обучающихся позволит вовлечь детей в активную учебную
деятельность и повысить их профессиональную направленность.
Основные методы работы на уроке (продуктивные и репродуктивные и т.д.): методы и
формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся,
развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения
биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных
особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры,
имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита
проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход,
использование здоровьесберегающих технологий, продуктивные и репродуктивные методы
(словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый), самостоятельная работа.
Формы организации деятельности учащихся: основной формой обучения является урок,
типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования
практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;
уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний,
умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных
занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы,
конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала,
как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Рабочая программа предусматривает
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на
ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение
объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Учебно - тематический план:
№
п/п
1
2
3
4
5

Тема раздела
Основы учения об эволюции.
Основы селекции и биотехнологии.
Антропогенез.
Основы экологии.
Эволюция биосферы и человек.
Итого:
5

Количество
часов

К/р

46
10
14
18
14
102

7
3
4
4
3
21

Р/р

В том чи
Вн

Учебно-методический комплект
1. Гаврилова А.Ю. Биология 10 класс Поурочные планы по учебнику Беляева Д.К. (I, II части)
Волгоград, 2008.
2. Елкина Л.В. Биология весь школьный курс в таблицах. Минск, 2013.
3. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология Школьный курс тестовые задания с
решениями (для выпускников и абитуриентов). Минск: Букмастер, 2014.
4. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.
5. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы. М.: Дрофа,
2012.
6. Мишакова В.Н. Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ. Общая биология 10-11
классы. Москва, 2013.
7. Пасечник «Биология: Общая биология» (автор-составитель Гуменюк М. М.). Волгоград,
Учитель, 2008г.
8. Беляев, Д. К., Воронцов, Н. П., Керкис, Ю. Я. Общая биология: Пособие для учителей / под
ред. Д. К. Беляева, Ю. Я. Керкиса. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение 1991.
9. Криксунов Е.А., В.В.Пасечник Экология 10 (11) класс. - М.: Дрофа 2013.
10. Степанчук Н.А. Справочник учителя биологии (законы, правила, принципы, биографии
ученых).
Медиа ресурсы:
1. Большой генетический практикум 10-11 классы. Издательство «Учитель»
2. Интерактивные проверочные работы. Биология 10-11 классы. Издательство «Учитель».
Список литературы:
1.
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6 - 11
классы. - 5-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с.
2.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., В.В. Пасечник. Биология Общая биология 10-11 классы М.
- Дрофа, 2012.

6


Наверх

уч.план 5-6 кл.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».