рабочая программа 5 по 9 класс по биологии пояснение и содержание

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Зилим-Караново

Согласовано
Зам.директора по УР
__________________

Утверждаю:
Приказ № 120
От 29.08.2023

М. С. Шаяхметова
Директор _____
Г. Д. Рахматуллина

Рабочая программа
по биологии

_____5-9______
класс
на 2023-2024 учебные годы

Составитель :Каримова А.А.
учитель химии и биологии
Педагогический стаж:7 г.

Зилим – Караново 2023

Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов
линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В.
Пасечника.
Рабочая программа по биологии построена на основе:
• фундаментального ядра содержания общего образования;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования;
• примерной программы основного общего образования по биологии.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами
начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной
деятельности обучающихся.
Рабочая программа по биологии для обучающихся 5-9 класса основной общеобразовательной
школы составлена на основе:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт (начального общего образования,
основного общего образования, среднего (полного) общего образования по русскому языку,
утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ, утвержденный 29.12.2012 г.
3. Примерная программа основного общего образования по биологии: рабочие программы
Предметная линия учебников «Линия жизни» 5–9 классы под редакцией В.В. Пасечника Рабочие
программы В. В. Пасечника, С. В. Суматохина, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецова, З.Г.Гапонюка.
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2019.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№189.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897
«Об утверждении ФГОС ООО».
6. Учебный план МБОУ МО Плавский район «Волхонщинская СОШ»
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ:
«Биология». 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.;
«Биология». 7 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.;
«Биология». 8 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г.;
«Биология». 9 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. и др.;
Цели и задачи реализации и содержания предмета
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
•
формирование
первоначальных
систематизированных
представлений
о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических
теориях, элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома,
мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость,
гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
•
приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения
живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;
описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических
экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и
инструментов;
•
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
•
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека,

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения
биоразнообразия и природных местообитаний;
•
овладение приёмами работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
•
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и
углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени
среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности.
Задачи:
•
сформировать основы знаний о многообразии живых организмов и принципах их
классификации;
•
развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной
учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету;
•
создать условия для освоения учащимися знаний о живой природе и присущих ей
закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о
роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой
природы;
•
способствовать овладению учащимися умениями применять биологические знания
для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного
организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и
экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические
эксперименты;
•
способствовать развитию познавательных интересов учащихся, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
•
способствовать воспитанию у учащихся позитивного ценностного отношения к
живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуре поведения в
природе;
Приоритетные формы методы работы с учащимися
Формы организации познавательной деятельности
• Фронтальная;
• Групповая;
• Парная;
• Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
• Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
• Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
• Поисковый метод;
• Проектный метод
• Игровой метод
• Метод проблемного обучения;
• Метод эвристической беседы;
• Анализ;
• Дискуссия;
• Диалогический метод;
• Практическая деятельность.
Приоритетные виды и формы контроля
Формы контроля:
• тестирование;
• устный контроль;
• самоконтроль;
• результаты лабораторных работ.

Описание места учебного предмета курса в учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет
обучения — 238ч, из них по 34ч (1ч в неделю) в 5 и 6,7 классах и по 68ч (2ч в неделю) в 8 и 9
классах.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих
биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом,
содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного
биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной
дифференциации.
Предмет

Биология

Количество часов по классам
5
34

6
34

7
34

8
68

Всего
часов
9
68

238

Важнейшие понятия биологии 5 - 9 класс
Важнейшие
понятия
5 класса
Бактерии
Бактериологи
Ботаника
Биология
биохимия
Вирусология
Выделение
Гамета
(половая
клетка)
Грибы
генетика
Деление
клетки
Дыхание
Жизненный
цикл
Зоология
Клетка
микология
Обмен
веществ
Орган
Органелла
Охрана
природы
Питание
Прокариоты
Размножение
(вегетативное,
половое)
Растения
Рост
Систематика
Ткань
Фотосинтез

Важнейшие
понятия
6-го класса
Автотроф
Бактерии
Водоросли
Высшие
споровые
растения
Гаметофит
Грибы
Зародыш
Корень
Лист
Опыление
Пестик
Плод
Побег
Почка
Пыльца
Семя
Семядоли
Систематическая
группа
Систематическая
категория
Спорофит
Стебель
Тычинки
Хлорофилл
Цветок
Важнейшие
систематические
группы:
Голосеменные
Цветковые
растения
Однодольные
Двудольные

Важнейшие
понятия
7-го класса
Беспозвоночные
Биогенетический
закон
Биологический
прогресс
Гомологичные
органы
Гетеротроф
Жабры
Жизненная форма
Животные
Зародышевые
оболочки
Инстинкт
Красная книга
Общественные
насекомые
Оплодотворение
Паразитизм
Позвоночник
Позвоночные
Порода
План строения
Полость тела
Регенерация
Скелет (внутренний,
наружный)
Система органов
Теплокровность
Трахеи
Хорда
Важнейшие
систематические
группы:
Простейшие
Беспозвоночные:

Важнейшие
понятия
8-го класса
Анализатор
Вегетативная
нервная система
Витамины
Внутренняя среда
Высшая нервная
деятельность
Гигиена
Гомеостаз
Гормоны
Иммунитет
Мышление
Нейрогуморальная
регуляция
Опорнодвигательная
система
Пластический
обмен
Половое
созревание
Регуляция
Рефлекс
(безусловный,
условный)
Органы чувств
Рефлекторная дуга
Фермент
Центральная
нервная система
Энергетический
обмен

Важнейшие
понятия
9-го класса
Агроценоз
Ароморфоз
АТФ
Белки
Биогеоценоз
Биомасса
Биосинтез
Биосфера
Биоценоз
Борьба за
существование
Видообразование
Вирус
Ген
Генетика
Генетический код
Генотип
Гибридизация
Дегенерация
Дивергенция
Доминирование
Естественный
отбор
Законы Менделя
Изменчивость
Идиоадаптация
Изоляция
Искусственный
отбор
Клеточная теория
Конвергенция
Консумент
Круговорот
веществ
Липиды
Мейоз

Цитология
Цитоплазма
Эмбриология
Эукариоты
Экология
Ядро клетки

Губки
Кишечнополостные
Плоские черви
Круглые черви
Кольчатые черви
Моллюски
Членистоногие
Паукообразные
Ракообразные
Насекомые
Хордовые
Низшие хордовые
Рыбы
Земноводные
(амфибии)
Пресмыкающиеся
(рептилии)
Птицы
Млекопитающие
(звери)

Мембрана
Митоз
Мутация
Наследственность
Норма реакции
Нуклеиновые
кислоты (ДНК,
РНК)
Онтогенез
Охрана природы
Организм
Планктон
Продуценты
Пищевая цепь
Приспособление
(адаптация)
Популяция
Порода
Правило
экологической
пирамиды
Происхождение
человека
(антропогенез)
Редуценты
Симбиоз
Селекция
Сорт
Теория эволюции
Углеводы
Уровень
организации
Фенотип
Фермент
Эволюция
Экосистема

Планируемые результаты изучения программы курса биологии
Изучение
биологии
в
основной
школе
обусловливает
достижение
следующих личностных результатов:
•
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
•
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
•
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
•
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к

истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
•
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
•
Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
•
Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•
Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
•
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности;
•
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
•
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
•
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и
делать выводы;
•
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
•
Смысловое чтение;
•
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
•
Формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии
являются:

•
Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
•
Формирование
первоначальных
систематизированных
представлений
о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических
теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере,
наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
•
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
•
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
•
Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения
экологического качества окружающей среды;
•
Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации охраны
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.
Основное содержание учебного курса «Биология 5 - 9 классы»
Содержание обучения в 5 и 6 классах нацелено на формирование у обучающихся знаний
признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение),
присущих всем живым организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции
процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого,
согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
В курсе биологии 7 класса расширяются знания о разнообразии живых организмов, учащиеся
осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией
растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние
факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование знаний и умений в области
основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ
жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний о проявлении в
организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых
были получены в 5-7 классах, приобретение азов оказания первой медицинской помощи.
Содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на
обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений,
сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в
целом и характеризует современный уровень развития биологии.

Содержание курса биологии в 5 классе
Биология как наука
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой
природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное
строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими
приборами и инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с
микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение:
оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление
веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие
«ткань».
Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с
помощью лупы.
Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи,
плодов томатов, рябины, шиповника.
Многообразие организмов
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных
царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в
круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в
природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов.
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика
отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные
и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение
одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека,
использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности,
многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе
и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни
человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и
многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их
многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня,
спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха, спороносящего хвоща, папоротника, хвои и
шишек хвойных).
Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Особенности строения мукора и дрожжей.
Внешнее строение цветкового растения.
Учебно-тематическое планирование по биологии в 5 классе (34 часа)
№

Тема
Биология
1.
как наука
Клетка
2.
– основа строения и жизнедеятельности
организмов
Многообразие
3.
организмов

Кол-во
часов
6
6
22

Система контроля
Фронтальный
опрос
Проверка знаний
по теме №1
Проверка знаний
по теме №2
Проверка знаний
по теме №3
Проверка знаний

по теме №4
Итого

34
Содержание курса биологии в 6 классе

Жизнедеятельность организмов
Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ.
Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.
Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное
(фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты,
хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света,
воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.
Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма
непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.
Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в
процессе дыхания. Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении.
Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система
животных.
Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы
жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету
кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и
органических веществ в растительном организме.
Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем»
Лабораторная работа №2. «Выделение углекислого газа при дыхании»
Лабораторная работа №3. «Передвижение веществ по побегу растения».
Размножение, рост и развитие организмов. Размножение как важнейшее свойство организмов,
его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения
организмов. Бесполое размножение растений и животных.
Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного размножения
комнатных растений.
Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение
и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития.
Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных
привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.
Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи
процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных.
Особенности роста растений.
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и
семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега
верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Лабораторная работа №4. «Вегетативное размножение комнатных растений»
Лабораторная работа №5. «Определение возраста деревьев по спилу».
Регуляция жизнедеятельности организмов. Раздражимость - свойство живых организмов.
Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в
жизнедеятельности в любом живом организме.
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение и функции семени. Разнообразие семян. Условия прорастания семян. Виды корней и их
видоизменения. Типы корневых систем. Побег и почки. Строение почек и их разнообразие.
Строение стебля и его функции. Внешнее и клеточное строение листа. Функции листьев.
Видоизменения листьев. Видоизменения побегов и их адаптивное значение. Цветок, его строение
и функции. Разнообразие цветков. Соцветия. Значение соцветий и их значение в жизни растения.
Плоды, их функции и строение. Классификация плодов. Размножение покрытосеменных
растений. Двойное оплодотворение цветковых. Классификация покрытосеменных растений.

Класс Двудольные, его характерные признаки и семейства. Класс Однодольные, его
характерные признаки и семейства. Многообразие живой природы. Охрана природы.
Учебно-тематическое планирование по биологии в 6 классе (34 часа)
№

Тема

Кол-во
часов

1.

Введение

2.

Жизнедеятельность организмов

3.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

20

Итого

34

Система
контроля

2
12

Проверка знаний
по теме №1
Проверка знаний
по теме №2

Содержание курса биологии в 7 класс (34 часа)
Введение. Многообразие животного мира. Общие сведения о животном мире. Основные
отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного
мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие
одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний,
вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация
клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс.
Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей.
Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей
в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков.
Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие
членистоногих. Инстинкты.
Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных,
вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные
пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб.
Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и
охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие
земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе
ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и
пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о
потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана
птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие
млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в
природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
Эволюция растений и животных, их охрана. Этапы эволюции органического мира. Эволюция
беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных;
микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные
препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски;
коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих;

модель яйца птицы; чучела птиц и зверей; отпечатки животных, палеонтологические
доказательства эволюции.
Экосистемы
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их
влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и
их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы
взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и
животные разных экологических групп.
Контроль уровня достижений планируемых результатов.
Лабораторные работы:
•
Изучение многообразия одноклеточных животных.
•
Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.
•
Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной
гидры.
•
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением
и реакциями на раздражения.
•
Изучение плоских и круглых червей по влажным препаратам.
•
Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам.
•
Наблюдение за поведением улитки (прудовика, слизня).
•
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.
Учебно-тематическое планирование по биологии в 7 классе (34 часа)
№

Тема

Кол-во
часов

1

Введение. Общие сведения о животном мире.

2

Одноклеточные животные

3

Многоклеточные беспозвоночные животные

12

4

Многоклеточные позвоночные животные

12

5

Экосистемы

5

Итого

34

1
4

Система контроля
Фронтальный
опрос
Проверка знаний
по теме №1
Проверка знаний
по теме №2
Проверка знаний
по теме №3
Проверка знаний
по теме №4

Содержание курса биологии в 8 классе
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды
обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты
сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы,
системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система человека. Профилактика травматизма.
Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.
Первая помощь при травмах ОДС.
Транспорт веществ. Внутренняя среда человека, значение её постоянства. Кровеносная и
лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет.
Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.
Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при
кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в
легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение.

Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной
системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен.
Обмен воды, минеральных веществ, белков, углеводов, жиров. Витамины. Рациональное
питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их
профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания мочевыделительной
системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции,
передаваемые половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция, её профилактика.
Наследственные заболевания. Медико-биологическое консультирование. Оплодотворение,
внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения,
употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения, слуха. Нарушения зрения, слуха, их
предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.
Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на
клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения
человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер.
Особенности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в
развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние
физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,
переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние
здоровья.

Учебно-тематическое планирование по биологии в 8 классе (68 часов)
№
п/п

Разделы программы

Общее
количество
часов

В том числе

Введение.
1.
Науки о человеке. Ученыебиологи. Антропогенез человека.
Систематическое положение
человека.
Общий
2.
обзор организма человека

4

Количество
контрольных
1

Количество
практических
-

4

1

1

Опора
3. и движение

7

1

1

Внутренняя
4.
среда организма

4

1

-

Кровообращение
5.
и лимфообращение

6

1

1

Дыхание
6.

5

1

2

Питание
7.

5

-

1

Обмен
8. веществ и превращение
энергии
Выделение
9.
продуктов обмена

4

1

1

3

1

-

Покровы
10.
тела

2

-

-

Нейрогуморальная
11.
регуляция
жизнедеятельности
Органы
12. чувств. Анализаторы

8

1

2

5

1

2

Психика
13.
и поведение человека. ВНД

5

1

2

Размножение
14.
и развитие человека

5

1

3

Человек
15.
и окружающая среда

1

-

-

Итого
16.

68

13

16

Содержание курса биологии в 9 классе (68 часов)
Введение
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь».
Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической
науки в деятельности человека.
Глава 1. Основы цитологии
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни.
Прокариоты, эукариоты Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство.
Строение клетки. Функции органоидов. Вирусы. Обмен веществ и превращение энергии - основа
жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное
дыхание. Биосинтез белка. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Регуляция процессов
жизнедеятельности в клетке.

Демонстрации: модели клетки; микропрепараты митоза в клетках корешков лука;
микропрепараты хромосом; модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток; расщепление
пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Бесполое и половое размножение организмов. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные
закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни.
Закономерности изменчивости.
Демонстрации: микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных; половое и бесполое
размножение; оплодотворение
Глава 3. Основы генетики.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности
наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования
наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное
скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование.
Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое
определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота
мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в
создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной
изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии
и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест
хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость
организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторные работы: Описание фенотипов растений. Изучение модификационной
изменчивости и построение вариационной кривой.
Практическая работа: Решение генетических задач.
Глава 4. Генетика человека.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека.
Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические
болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Практическая работа: Составление родословных.
Глава 5. Основы селекции и биотехнологии.
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения
мировой и отечественной селекции. Учение Н.И.Вавилова. Биотехнология, ее достижения и
перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых направлений биотехнологии.
Клонирование человека.
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии,
иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Глава 6. Эволюционное учение.
Основные положения теории эволюции. Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма
существования вида. Видообразование. Движущие силы эволюции: наследственность,
изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее
относительность.
Демонстрации: гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных; признаки
вида.
Лабораторная работа. Изучение морфологического критерия вида.
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического
мира. Доказательства эволюции.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели.
Лабораторная работа. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Экология как наука. Экологические факторы. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь
популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в
биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрации коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах;
модели экосистем; структура экосистемы; пищевые цепи и сети; круговорот веществ и
превращения энергии в экосистеме; типы взаимодействия разных видов в экосистеме
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм); агроэкосистема.
Практические работы
•
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
•
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
•
Изучение и описание экосистемы своей местности.
•
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных
поступков на живые организмы и экосистемы.

Учебно-тематическое планирование по биологии в 9 классе (68 часов)
№

Тема

Кол-во
часов

1

Введение

2

Основы цитологии

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

4

Основы генетики.

16

5

Генетика человека

2

6

Основы селекции и биотехнологии.

4

7

Эволюционное учение.

8

8

Возникновение и развитие жизни на Земле

6

9

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

12

Итого

68

1
14

Система контроля
Фронтальный
опрос
Проверка знаний
по теме №1
Проверка знаний
по теме №2
Проверка знаний
по теме №3
Фронтальный
опрос
Проверка знаний
по теме №5
Проверка знаний
по теме №6
Проверка знаний
по теме №7
Проверка знаний
по теме №8


Наверх

уч.план 5-6 кл.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».